Теймур Магомедов: Судебный пристав – не каратель, а исполнитель
Если верить статистике, с судебными приставами хоть раз столкнулся каждый второй житель Иркутской области. В качестве взыскателя или должника, кому как повезет. В целом в год через службу судебных приставов проходит более 1,5 млн человек. И зачастую многие не знают ни своих прав, ни полномочий исполнителей судебных решений. Об этом и многом другом рассказал корреспонденту «Областной» главный судебный пристав региона Теймур Магомедов.
Территория конфликта
– Многие относятся к деятельности судебных приставов негативно. Возможно, из-за незнания, кто такие приставы и какую работу они выполняют. Разъясните основные принципы вашей деятельности.
– Говоря формально, основные задачи службы – это принудительное исполнение решений суда и актов иных уполномоченных органов, обеспечение установленного порядка деятельности судов, производство дознания и розыска. В полномочия судебных приставов также входят вычеты в счет оплаты долга, например, удержание из зарплаты и пенсии, взыскание денежных средств с расчетных счетов и банковских карт, арест имущества, ограничение права выезда за пределы РФ, а также на управление транспортными средствами. Кроме того, судебные приставы занимаются принудительным выдворением иностранных граждан.
К судебным приставам относятся по-разному. Часто, к сожалению, негативно. Причина, наверное, в том, что мы исполняем судебные решения в принудительном порядке, потому и имеет место конфликт. Приставы работают с двумя категориями – должниками и взыскателями. Последние тоже бывают недовольны. Не всегда удается оперативно взыскать долги – как по объективным факторам, так и в результате наших недоработок и несовершенства законодательства.
– Есть постоянные «клиенты»?
– Конечно, есть злостные неплательщики, на которых мы все равно находим управу. Но большинство – это те, кто случайно стал должником. Основная категория среди них – неоплаченные штрафы ГИБДД. Часто нарушители узнают о своем долге, когда у них арестовываются счета, когда их не пускают за границу, когда блокируется возможность совершения юридических действий – продажа дома, машины.
Одна из наших задач – внедрить в общество такое понятие, как кредитная история. Суть его в том, что есть банк данных исполнительных производств, доступный абсолютно для всех. Мы единственная служба, которая может выкладывать в интернет персональные данные без согласия граждан. То есть публично заявлять, кто является должником. В последние годы мы уделяем этому особое внимание. И если раньше выкладывалась в сеть только информация о производствах, которые находились на исполнении, то сейчас в банке данных будет храниться информация о делах, которые были завершены без исполнения. Обязательно с указанием того, каким образом долги погашены, была ли процедура банкротства. Банк данных станет неким клеймом для должников на достаточно длительное время, что, по сути, должно снизить количество злостных неплательщиков.
– Какая категория должников самая проблемная?
– Должники по алиментам. В Иркутской области ситуация, на мой взгляд, по ним одна из самых тяжелых в стране. В Москве, например, чуть более 44 тыс. нерадивых пап и мам, а у нас в 2016 году таких было почти 49 тыс. При этом количество проживающих в столице в разы больше, чем у нас. В течение трех последних лет мы ведем активную работу с алиментщиками, взываем к совести, можно сказать. Не скажу, что все в этом плане хорошо, но тенденция к улучшению ситуации явно просматривается.
У Фемиды глаза закрыты
– А какие права у должника?
– Большой перечень прав, о которых многие просто не знают. Допустим, руководитель предприятия с заблокированными счетами не может вести деятельность, а значит оплачивать долг. Кроме того, он не выдает зарплату, опять нарушая закон. И что он делает? Идет обжаловать судебное решение, что занимает массу времени. Но этого недостаточно – у судебного пристава исполнительное производство остается на руках, и он обязан заставить руководителя компании уплатить долг. Для того чтобы выиграть время и не завести себя в тупик, нужно обратиться в суд за отсрочкой исполнения и расчета по долгам. Как правило, никто этого не делает, потому что просто не знает.
Есть еще судебный приказ – результат «упрощенного» судопроизводства. Он чаще всего применяется к долгам по линии ЖКХ. Мало кто знает, что если он не согласен с судебным приказом, можно пойти в суд, подать заявление о своем несогласии, и судья обязан тут же отменить ранее выданный приказ, не вдаваясь в подробности.
Отмечу, что система принудительного исполнения – это не значит, что мы должны прийти, все арестовать, перекрыть кислород. К сожалению, у Фемиды глаза завязаны, и судебные приставы не могут вдаваться в законность принятого судебного решения, не вправе думать о моральных аспектах того, что произошло. Если суд принял сторону одного, значит, он прав, и права последнего необходимо защитить. Но исполнение этого решения не должно причинять фатальный ущерб для должника. Необходимо соблюсти цивилизованно права второй стороны, чтобы взыскание для нее было по возможности удобным и комфортным.
– В обществе бытует несколько иной образ судебного пристава – исполнитель в окружении физически крепких мужчин, который описывает имущество…
– Мы сейчас уходим от схемы хождения по адресам должников, по арестам их чайников, холодильников. Это крайняя мера, которая не всегда нужна. В 2016 году 67% всех производств было исполнено приставами, не выходя из своего кабинета. Зачем арестовывать имущество, когда мы можем удержать долг из зарплаты, снять со счетов? Сейчас все активно пользуются электронными деньгами, почти у всех есть банковские карты.
– Если должник докажет отсутствие долга, ему возвращаются списанные деньги?
– Пока они не ушли взыскателю, возвращаются. Кроме того, не изымаются целевые деньги, допустим, пособие на ребенка. У должника есть временной люфт, пять-семь дней, в течение которого он может прийти к судебным приставам и заявить о том, что списанные средства обладают иммунитетом. Если не успеет, то деньги уходят к взыскателю.
– Треть исполнительных производств все-таки приходится на классические схемы взыскания долга. Есть ли методика психологического настраивания судебных приставов к посещению должников?
– Профессия судебного пристава априори конфликтна. При приеме на работу человек проходит психологическое тестирование на пригодность к условиям несения службы, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В штате управления работает психолог, функционирует институт наставничества. Кроме того, регулярно проводятся социально-психологические исследования климата в коллективе. В рамках семинаров по разным направлениям деятельности службы организуем также занятия для работников, где им даются рекомендации по общению со сторонами исполнительного производства.
Коллекторы под контролем
– С этого года вступили в силу изменения в законодательстве о коллекторской деятельности. Теперь ваша служба осуществляет за ними контроль. С какими нарушениями чаще всего сталкиваетесь?
– Начну с того, что у граждан не без основания сложились негативные ассоциации со словом «коллектор». Изменения в законодательстве требовались давно. В настоящее время закон наделил судебных приставов правом составлять протоколы об административных правонарушениях со стороны коллекторов. Если у граждан возникли претензии к работе коллекторского агентства, они могут заявить об этом в наше управление. С текущего года начал работу отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. При выявлении нарушений требований законодательства в результате проверок физическое или юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Поступают обращения от населения на частые звонки коллекторов как самим должникам, так и их работодателям и коллегам.
– А это противозаконно?
– Звонить должнику коллекторы могут не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц, а лично встречаться – не более одного раза в неделю. Все общение должно происходить в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов. Коллекторам запрещено угрожать применением физической силы, убийством или каким-либо причинением вреда здоровью, уничтожением имущества. Также без письменного согласия должника коллекторы не вправе сообщать третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности, ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Например, звонить коллегам или писать о долге в социальных сетях.
Между прочим, по закону у гражданина есть право отказаться от взаимодействия с коллекторами. Тогда последние идут в суд, и затем исполнительный лист о взыскании кредитной задолженности поступает в службу судебных приставов.
С начала года к нам поступило порядка 50 заявлений от граждан, из них три заявления на коллекторские агентства, включенные в единый государственный реестр.
– Сколько всего коллекторских агентств в области?
– Сложно сказать. Ведь они не всегда именно так называются. Это могут быть фирмы по оказанию юридических услуг. Вполне вероятно, что те организации, которые не имеют свидетельства о внесении в реестр, и взыскание долгов для них всего лишь одно из направлений работы, ушли в «глухое подполье». По закону они не вправе работать с должниками. Через поисковую систему в интернете на территории региона нашли более 20 компаний, которые позиционируют себя как специалисты по взысканию долгов. По ним подали запросы в налоговую инспекцию.
Коллекторским агентствам, ведущим законную деятельность по взысканию долгов, нет нужды «уходить в тень». В настоящее время по всей стране зарегистрировано 66 коллекторских агентств, в Иркутской области – четыре, такое же количество, как и в Санкт-Петербурге. Нужно иметь в виду, что закон не запрещает работать в нашей области тем организациям, которые зарегистрированы в других субъектах. Так, те агентства, что были внесены в единый реестр в Иркутской области, осуществляют свою деятельность и в других регионах России.
В случае нарушения закона коллекторским агентством при взыскании долгов будет проводиться соответствующая проверка. И если факты найдут подтверждение, сотрудники агентства и сама организация, как юридическое лицо, будут привлечены к административной ответственности.
При выявлении нарушений в деятельности коллекторского агентства, которое не зарегистрировано в едином государственном реестре, такая организация может быть привлечена к административной ответственности и штрафу до 2 млн рублей, вплоть до приостановления деятельности.
К принципам публичности
– Какие новые информационные технологии применяете?
– Для выявления должников на автомагистралях города и региона проводятся рейды с использованием автоматизированного программного комплекса «Дорожный пристав». Оборудование позволяет выявлять в потоке проходящего транспорта автовладельцев, имеющих задолженность по исполнительным документам. В 2016 году в результате совместной работы судебных приставов и сотрудников ГИБДД на месте было взыскано свыше 7 млн рублей, наложено более 500 арестов на имущество должников, в том числе на 234 машины. Предварительная оценка арестованных транспортных средств составила 18,6 млн рублей. В рамках розыскных дел выявлено 25 автомобилей и 15 граждан-должников.
В прошлом году была апробирована в тестовом режиме программа «Мобильный розыск», которая устанавливается на сотовые телефоны судебных приставов и позволяет им дистанционно подключиться к внутреннему порталу службы для нахождения той или иной информации. К примеру, они смогут на месте сверить номера увиденной машины и узнать, принадлежит она должнику или нет.
– Количество исполнительных производств растет?
– С каждым годом поступление исполнительных документов все больше и больше. И данная тенденция продолжится. На мой взгляд, это характеристика цивилизованного общества, которое решает проблемы через суд. Вместе с тем, в 2016 году мы впервые смогли выйти на темп работы, при котором оканчивать стали больше, чем возбуждать. Так, в прошлом году интенсивность исполнения требований исполнительных документов составила 119% – возбудив 1,1 млн исполнительных производств, мы окончили более 1,2 млн производств.
Мы продолжим работу по повышению информационной открытости нашей службы. На официальном сайте управления в разделе «Сервисы» функционирует «Личный кабинет стороны исполнительного производства». Взыскатель или должник может отслеживать ход производства, подать обращение в электронном виде с подтверждением личности заявителя, а также в электронном виде получить результат его рассмотрения. В дальнейшем служба судебных приставов планирует предоставить сторонам исполнительного производства возможность получать с помощью данного сервиса юридически значимые процессуальные документы, выносимые судебными приставами в рамках исполнительного производства.
Активно развивается интернет-сервис «Банк данных исполнительных производств», где гражданин может узнать о наличии задолженности и способах ее погашения, сформировать квитанцию для оплаты в банке или оплатить задолженность без взимания комиссии прямо на сайте управления. В 2016 году 744 тыс. пользователей сети узнали о своей задолженности на нашем сайте, годом ранее – около 500 человек. Пользователи социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» тоже могут проверить себя в списке должников с помощью специального приложения. А для владельцев ряда мобильных устройств доступна бесплатная программа под названием ФССП.