На заседании комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении
2 марта члены комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области, заседание которого прошло под председательством Бориса Алексеева, рассмотрели изменения в ряд областных законов.
Комитет рекомендовал принять во втором и окончательном чтении изменения в закон «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области», которым предлагается расширить перечень граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. В настоящее время право на это имеют инвалиды 1-й и 2-й групп, а также безработные инвалиды 3-й группы. Однако для подтверждения статуса безработного необходимо состоять на учете в центре занятости населения. Как правило, большинство обращающихся за юридической помощью инвалидов третьей группы являются гражданами пенсионного возраста. В связи с этим предлагается наделить правом на получение бесплатной юридической помощи всех инвалидов 3-й группы.
Во втором и окончательном чтении предлагается рассмотреть проект закона «Об изменении пределов нотариальных округов и количества должностей нотариусов в нотариальных округах Иркутской области и о внесении изменений в приложение к Закону Иркутской области «Об определении пределов нотариальных округов в границах Иркутской области, количества должностей нотариусов в нотариальном округе, материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор», которым предлагается упразднить Катангский и Мамско-Чуйский нотариальные округа и, соответственно, общее количество должностей нотариусов в Иркутской области. Как напомнил Борис Алексеев, должности нотариусов в этих территориях остаются вакантными уже длительное время: в Катангском районе с 1993 года, в Мамско-Чуйском районе – с 2011 года. Несмотря на то, что конкурсы на замещение вакантных должностей проходят регулярно, не находятся желающих их занять. Необходимые услуги жители Катангского района получают в Иркутске и Киренском районе, жители Мамско-Чуйского района – в Бодайбинском районе. Было также отмечено, что за все время жалоб от населения не поступало.
«После принятия законопроекта мы все равно продолжим следить за ситуацией в данных территориях с тем, чтобы не допустить ухудшения положения людей», – подчеркнул Борис Алексеев.
В первом и окончательном чтении депутаты рекомендовали принять проект закона «О внесении изменения в статью 25 Закона Иркутской области «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» и изменений в Закон Иркутской области «О порядке рассмотрения Законодательным Собранием Иркутской области предложений о присвоении наименований географическим объектам и (или) о переименовании географических объектов». Изменения носят редакционный характер. Статус населенного пункта включает в себя вид (городские и сельские) и категорию (город, поселок городского типа, поселок, село, деревня) населенного пункта. Областным законом предусмотрено изменение вида и (или) категории населенного пункта. Между тем, изменение только вида не представляется возможным. Соответствующие изменения, предусматривающие изменение вида и категории, либо изменение категории, и предлагается внести.
Принять во втором и окончательном чтении рекомендовано проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области по вопросам организации деятельности административных комиссий в Иркутской области». Напомним, внесение изменений обусловлена необходимостью согласования отдельных положений с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также обеспечения юридико-технического совершенствования областного законодательства. Ко второму чтению поступили поправки от депутатов Бориса Алексеева, Нины Чекотовой и Владимира Матиенко, одной из которых предлагается закрепить полномочия правительства по введению дополнительных штатных единиц в административной комиссии, также были одобрены поправки, внесенные по предложениям прокуратуры и Ассоциации муниципальных образований.
На заседании комитета депутаты отклонили и рекомендовали перевнести проект закона «О внесении изменения в статью 2 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», внесенный по инициативе администрации города Иркутска. Предлагается установить административную ответственность в виде штрафа в размере 1,5 тыс. рублей за невнесение платы за пользование платными парковками, расположенными на автодорогах общего пользования местного значения. В ходе обсуждения депутаты отметили, что проект закона нуждается в серьезной доработке. В частности, не определено с кого штрафы будут взыскиваться – владельца автомобиля или лица им управляющего, какой срок дается нарушителю для внесения платы и т.д., не налажено взаимодействие с ГИБДД и полицией по данному вопросу.
Кроме того, в завершение заседания комитета депутаты рассмотрели информацию «О протокольном поручении от 16.12.2016 № 19 о разработке и направлении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законодательной инициативы по вопросу о том, что осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены». Как рассказал представитель ГУФСИН России по Иркутской области, в регионе в 25 учреждениях различной формы режима содержится 15 тыс. осужденных, порядка 30 % из них прибыли из других субъектов РФ. Из других субъектов в Иркутскую область направляются осужденные женщины, несовершеннолетние, а также бывшие работники правоохранительных органов. Кроме того, на территории Приангарья, в Тайшетском и Усть-Илимском районах, находятся 5 учреждений ГУФСИН по Красноярскому краю. После освобождения уезжают из Иркутской области 95 % прибывших из других регионов. На это выделяются средства из федерального бюджета. При этом было отмечено, что законодательно закреплено, что преимущественно осужденные должны отбывать наказания в местах постоянного проживания, однако ни в одном регионе нет учреждений всех режимов содержания, к тому же необходимо учитывать и требование по раздельному содержанию ранее судимых и не судимых. В Иркутской области, например, нет тюрьмы для особо опасных преступников и женщин, содержащихся вместе с детьми.
Вместе с тем, депутат Законодательного Собрания Владимир Матиенко, по чьей инициативе данное протокольное поручение было принято, отметил несправедливость того, что традиционного заключенных ссылали и продолжают ссылать в Сибирь. По его словам, 5 % остающихся в регионе после освобождения за годы вылились в несколько тысяч человек, при этом нет данных, сколько на самом деле человек остается.
«Сегодня Иркутская область занимает первые места не только по уровню преступности, но и туберкулезу, ВИЧ и наркомании, и ситуация эта формировалась годами», – сказал Владимир Матиенко.
По словам Бориса Алексеева, важно рассматривать вопросы комплексно. «Нужно еще смотреть и на то, как сегодня ведется работа с молодежью, что мы делаем для того, чтобы занять молодых людей, для профилактики правонарушений, как встречаем тех, кто возвращается из мест лишения свободы. А ведь многие из осужденных готовы встать на правильный путь», – подчеркнул депутат. Парламентарии приняли решение еще вернуться к вопросу, рассмотрев его более глубоко с учетом информации о динамике развития ситуации, опыта других регионов.
Ознакомиться с документами можно в разделе сайта «Электронный парламент».