К здоровью – через искусство
В Иркутском областном психоневрологическом диспансере открылась творческая мастерская
Терапия танца, социальный театр и арт-студия. В Иркутском областном психоневрологическом диспансере открылась творческая мастерская. Пока она работает по трем направлениям. Однако в ближайшее время спектр реабилитации может расшириться. Организаторы готовы рассмотреть любое предложение, ведь предназначение этой «мастерской» – лечение души через творческий процесс.
Идея реабилитации алко- и наркозависимых с помощью театральных постановок и арт-терапии не нова. Во всем мире она успешно используется уже на протяжении нескольких лет. Теперь подобное появилось и в Иркутском областном психоневрологическом диспансере.
Проект «Творческая мастерская» придумали иреализовали сотрудники автономной некоммерческой организации «Здоровая Сибирь». Он победил в конкурсе социально значимых проектов, который ежегодно проводится по областной программе «Социальная п
оддержка населения».
– Мы сделали презентацию и получили грант в 257 тыс. рублей, – рассказывает технический руководитель проекта Илья Середа.
На эти деньги ребята сами построили разборную сцену, которую можно перевозить во время выездных выступлений, приобрели стереосистему, видеопроектор и большой экран. 1 марта на новеньких подмостках прошло первое представление. Зрителям рассказали, чем они смогут заниматься в мастерской, а также показали небольшой концерт. Среди выступающих – те, кто только хочет справиться со своей болезнью, и те, кто уже смог это благополучно сделать. Каждый концертный номер зрители встречали аплодисментами.
– Я – выздоравливающая, меня зовут Анна, – представляется молоденькая девушка, спускаясь в зрительный зал после исполнения танцевального номера. – Профессионально занимаюсь танцами и в творческой мастерской хотела бы вести именно это направление. Танец – один из основных компонентов в реабилитационном процессе. Для меня это образ жизни. Я очень долго занималась танцами живота, модерном, хип-хопом. Разговаривая с ребятами во время тренингов, увидела, насколько меняются люди, которые занимаются этим видом творчества, ведь танец – один из способов коммуникации. Мне, например, очень помогли танцы, когда я справлялась со своей зависимостью.
Анна обещает, что когда будет создавать свою группу, то никаких особых критериев для отбора у нее не будет. Ни возрастных ограничений, ни по весу. Главное – желание.
– Любое творчество помогает людям раскрыться, – соглашается с девушкой президент общественной организации «Здоровая Сибирь» Алексей Суриков. – Когда это происходит в безопасной атмосфере, где нет никакой критики и оценки, человек раскрывает такие потенциалы, о которых раньше даже сам не подозревал! В результате у него повышается мотивация для продолжения реабилитации, ускоряется процесс выздоровления.
После танцевального номера и вокального выступления гостям показывают небольшую сценку из социального спектакля. Артистов вновь искренне поддерживает публика.
– Я очень рад, что открылась такая мастерская, – признается Александр. – Хочу сам принимать участие в театральных постановках. У меня уже есть небольшой опыт выступлений, правда, в той, «прошлой» жизни, когда я учился в институте. Тогда я играл в студенческом театре! Мне это очень нравилось, и знакомые говорили, что у меня неплохо получалось…
Иркутский психоневрологический диспансер неслучайно стал площадкой для внедрения новейших методик реабилитации через творчество. Специалисты говорят, что наркоситуация в Иркутской области достаточно напряженная. Косвенно или напрямую она затрагивает каждого пятого жителя региона.
– Подобные проекты помогут в восстановлении личности пациентов и, возможно, станут началом их новой жизни, – подчеркивает главный врач учреждения Юрий Протасов. – Мы, доктора, конечно, помогаем пациентам встать на тот путь, который приведет их к нормальному образу жизни, но ведь выздоровление состоит не только из медикаментозного лечения. Главное – восстановить у человека психику. И «творческая мастерская» поможет это сделать. Данное направление новое, еще не утвержденное стандартами, но, уверен, что со временем оно обязательно войдет в план основного лечения.