Мой хлеб – лекарство
Баяндаевский фермер доводит сельхозпродукцию от идеи до прилавка
Три года назад фермер из села Тургеневка Александр Шурко начал выпекать из собственного зерна хлеб. Сегодня этот хлеб по праву считается брендом Баяндаевского района. Теперь рачительный хозяин задумывается о производстве колбасы, пакетировании молока и изготовлении сыра. Вся продукты также будет производиться из экологически чистого сырья, полученного в КФХ.
Секрет – в муке
Земля и хлеб – любимое дело Александра Шурко. О них он может говорить бесконечно:
– Хлеб человек ест каждый день, и от его качества зависят здоровье и жизнь. Секрет моего вкусного хлеба – в муке. Первую пекарню я пробовал запустить еще 10 лет назад. Тогда на рынке была очень хорошая алтайская мука, и хлеб из нее получался отличнейший, но в последние годы муку стали продавать никуда не годную, поэтому я решил выпекать хлеб исключительно из своей. У меня была земля, была техника. Я понял – упор надо делать на собственное зерно и собственную переработку. В моей муке – высокий уровень клейковины. Это доказали многочисленные анализы в лабораториях и подтверждены наукой.
Научная работа началась с испытания местных сортов пшеницы. Методом проб и ошибок «исследователь» нашел такую, анализ которой показал наличие 39–41% клейковины. Затем приобрел дробильный комплекс с шестиуровневой степенью очистки зерна и мельницу. Хлеб из собственной муки после сложной очистки зерна получается пышным и необычайно вкусным. Почему?
– Современная технология разбила зерно на фракции, – объясняет фермер. – Продается высший сорт муки, первый, манка, отруби – все по отдельности. Я пошел по такому пути: все фракции собрал в кучу. Все полезные свойства в хлебе сохранены, и теперь я не боюсь сказать, что мой хлеб – это лекарство.
Александр показывает, каким образом происходит подготовка зерна к помолу. У него для этих целей оборудован «мини-завод». Прежде чем попасть на мельницу, зерно греют, если надо, увлажняют или сушат, затем отбивают и дробят. В день из получившейся муки выпекают 2 тыс. булок. Продают свежую продукцию не только по всему Баяндаевскому району, но и в Эхирит-Булагатском. За считанные часы она полностью исчезает с прилавков.
– Сегодня спрос превышает предложение, – соглашается хозяин. – Я вполне бы мог продавать в два раза больше хлеба. И покупатели найдутся, и оборудование позволяет, но гонка мне не нужна, мы делаем упор на качество. К тому же в этом случае мне потребуется 600 тонн пшеницы, а я в прошлом году получил только 350 тонн, и это при средней урожайности 31 центнер с гектара. Конечно, мы каждый год расширяемся на 100 или 200 га, но быстро я «шагнуть» не могу – нужны большие ресурсы.
Колбаса по старинным рецептам
Сейчас в КФХ Александра Шурко обрабатывается около 1 тыс. га земли. Сеет в основном пшеницу, не брезгуя также овсом и ячменем. Прирастает пашня брошенными, зарастающими полями. Одно поле, которое фермер, например, распахал в прошлом году, отдыхало 25 лет. Говорит, что никаких удобрений не потребовалось для отменного урожая. Большую часть полученного зерна, как уже было сказано, он использует в хлебопекарном деле. В хозяйстве для этого есть две мельницы. А остающиеся от пшеницы отруби, ячмень и овес скармливает скоту.
– Вы понимаете, в сельском хозяйстве все взаимосвязано, – поясняет Александр. – Мы занимаемся всем, чем можно: растениеводством, животноводством, пчеловодством, овощеводством… Когда я запустил пекарню, часть отрубей все равно оставалась, я решил их использовать для корма животных. Сегодня у меня стадо около 70 голов КРС, телята на подсосе, в течение года я забиваю быков в 500 кг весом. Все перекрывает одно другое, работая одним механизмом.
Замкнув «растениеводческий» цикл: посев зерновых – выпечка хлеба, фермер стал задумываться о создании подобного механизма и в животноводстве. Стадо ежегодно прирастает, к весне вместо 70 голов уже будет более сотни, а значит, встает вопрос с реализацией мяса. Конечно, говорит Александр, у него есть друзья-знакомые, которые с удовольствием покупают даже по завышенной цене говядину и свинину, но проданные пять-десять туш, как говорится, погоды не сделают. Поэтому надумал он заняться переработкой – изготовлением колбасы. Да не какой-нибудь, а полукопченой, по старинным западно-украинским рецептам. Благо, друг, съездив к родственникам, выведал секрет ее приготовления.
– Перед Новым годом мы сделали первую партию, – вспоминает Александр. – Чтобы приготовить хорошую колбасу, уходит неделя. Там такая сложная технология! Мясо, например, должно трое суток отвисеть на костях, чтобы забрать желатин. Когда мы выдержали всю рецептуру, получили 150 кг колбасы. Я сам готов был есть ее сутками. Это было бесподобно! Представьте: молочное мясо, хлебный кабанчик…
Воодушевленный дебютом фермер приступил к строительству цеха. Помещение возвел на свои кровные, а вот на покупку оборудования денег не хватило. К тому же чтобы осуществлять процесс грамотно, необходимо строительство забойной площадки. Тогда Александр обратился за помощью в министерство сельского хозяйства. Объяснил: для того, чтобы проект заработал, ему необходимо 10 млн рублей. Имея оборудование, он сможет буквально сразу выйти на производство тонны колбасы в день.
Пока, как говорит фермер, минсельхоз предложение рассматривает, а если поддержит, то цех по изготовлению колбасы из экологически чистого мяса заработает уже нынешней весной.
От переработки мяса руководитель КФХ перешел к переработке молока. Если есть излишки, почему бы их тоже не пустить в производство? Тем более что разводит он породу молочную – симменталов. Но просто пакетировать молоко, как это делают сегодня все, Александру показалось недостаточно. Он нацелился на производство сыра, опять-таки не простого, а голландского. Еще планирует заняться вплотную овощеводством и пчеловодством. Пока семья выращивает картофель и овощи, держит пчел исключительно для себя. Но интерес старшего сына Даниила к этим отраслям дает надежду, что и они в самом скором времени будут задействованы в процессе промышленной переработки.
Решение за учредительным собранием
Конечно, справляться одному с громадой проблем никому не под силу. Вот и Александр Шурко работает в команде. Только, в отличие от большинства, его коллеги – не наемные работники, а семья, в которой целых восемь детей. Многодетный отец признается: любые решения они принимают коллегиально.
Так, получив всеобщее одобрение и поддержку членов «команды», старший сын Даниил в прошлом году выиграл грант «Начинающий фермер». Молодой человек окончил Иркутский аграрный университет, практику проходил на полях отца, сам пахал и сеял на тракторе, собирал урожай на комбайне. Через два года он надеется поучаствовать в инвестпроекте «Семейная животноводческая ферма». Для будущего строительства уже подготовлена земля, пробурена скважина. Даниил подбирает проект фермы и думает, какую породу скота в ней разместит. Отец, поглядывая на озабоченно вздыхающего сына, только улыбается:
– Меня жизнь научила не надеяться на дядю, и я сегодня стараюсь двигаться по возможности самостоятельно. И этому же учу детей. Даст Бог, все получится. А если что-то не случится сразу – что ж, это тоже опыт, который необходим, чтобы понять, куда двигаться дальше.