Огнеборцы нуждаются в помощи
Пожарные машины изношены до предела, а сами пожарные слабо экипированы – таковы неутешительные результаты проверки КСП областной противопожарной службы, ставшие предметом рассмотрения комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Геннадия Нестеровича.
В области два главных профессиональных огнеборца: федеральная МЧС защищает от пожаров 175 населенных пунктов (12,3% от общей численности) и областная противопожарная служба обеспечивает прикрытие еще 193 (13,5%). Есть еще подразделения ведомственной и частной пожарной охраны. Но их доля незначительна. Противопожарная защита остальных двух третей населенных пунктов, в основном сельских поселений, возложена на 967 формирований добровольной пожарной охраны.
У аудиторов вызвало большое сомнение, что эти самодеятельные подразделения способны уберечь от огня села и деревни. По всей видимости, такие же сомнения одолевают и глав муниципалитетов. Хотя у них нет полномочий содержать собственные пожарные части, они правдами и неправдами, порой на деньги, отпущенные на программу «Народные инициативы», покупают и пожарные машины, и выкраивают средства из бюджета на оплату водителей.
– Сегодня требования к добровольным пожарным дружинам очень жесткие, – отметила депутат Марина Седых. – Они должны обучаться в установленном порядке. И мы, говоря, что у нас где-то якобы есть такие формирования, которые не обучены, не обеспечены вещевым довольствием, просто выдаем желаемое за действительное. Посылать их тушить пожары – это посылать на верную гибель.
Хотя созданная в 2009 году пожарная служба неоднократно подвергалась реорганизации, это не сказалось на улучшении ее материально-технической базы. Она составляет лишь 72% от потребности. Из 277 единиц техники у двух третей амортизация составляет 100%. Боевой одеждой пожарные обеспечены лишь на 20%. Пожарные депо зачастую размещены в малопригодных зданиях, 26 из которых нуждаются в капремонте. В то же время за учреждением закреплено имущество, не требующееся ему для выполнения уставных функций: восемь нежилых зданий в поселке Никола Иркутского района и здание базы отдыха в поселке Аршан.
В первоначальном варианте на реализацию подпрограммы «Пожарная безопасность» в 2014–2916 годах было выделено 282 млн рублей, но в ходе различных корректировок эта сумма сократилась до 185 млн рублей. Неудивительно, что вместо приобретения нового пожарного оборудования половину выделяемых на эти цели средств приходится тратить на уплату кредиторской задолженности за предыдущие годы.
– Нашей областной пожарной службе можно только посочувствовать, – заметил Геннадий Нестерович. – Ее то создавали, то ликвидировали, в конце концов, скинули ей имущество что похуже. И до сих пор, как видим, наплевательское отношение к этой службе. Техника изношена, а на новую нет денег. Боевой одежды не хватает. На вещевое имущество в прошлом году было выделено 2,8 млн – 11% от нормы.
Вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова выразила удивление тем, что, несмотря на катастрофическую нехватку средств, министерство имущественных отношений, курирующее противопожарную службу, ни разу при обсуждении областного бюджета не заявляло о необходимости дополнительных ассигнований.
– На мартовской сессии будет проведена корректировка текущего бюджета. Сейчас мы как раз рассматриваем все предложения. Может быть, и министерству стоит защитить свою службу и выйти с предложением о строительстве тех же пожарных депо. Старые ведь разваливаются на глазах.
По словам исполнительного директора областной Ассоциации муниципальных образований Зои Масловской, органы местного самоуправления, особенно районов и поселений, заинтересованы в создании собственных пожарных дружин, но не располагают на это полномочиями. Ассоциация выходила с предложением к правительству о передаче части полномочий на местный уровень, однако правительство считает, что в этом нет необходимости, поскольку органы государственной власти успешно справляются с пожарной безопасностью.
«Не справляются!» – заявил депутат от северных территорий Николай Труфанов. Побывав недавно в Качугском и Жигаловском районах, убедился, что там сегодня насчитывается семь пожаров, которые стараются не замечать. Горят торфяники.
– Зимой горят, а что будет летом? Мы опять обречены на громадные пожары. Местные власти ничего им не могут противопоставить. Нет у них ни средств, ни полномочий, – заявил депутат.
Члены комиссии согласились, что ситуация с противопожарной обеспеченностью непростая, и предложили посвятить этой теме муниципальный час на одной из сессий Законодательного Собрания.