Эхирит-Булагатский район: цифры, взятые с потолка
Собственных доходов у Эхирит-Булагатского района немного, большую часть своего бюджета – более 80% – он формирует с помощью межбюджетных трансфертов. Но, как показала проверка КСП, результаты которой были рассмотрены на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС под председательством Геннадия Нестеровича, использование выделяемых дотаций далеко от эффективности.
В 2015 году из областного бюджета в МО поступило 735 млн рублей, в 2016 году – 602 млн рублей. Как видите, сугубо дотационный район, который просто в силу необходимости обязан работать в режиме экономии финансовых средств.
Основной массив нарушений был выявлен в сфере образования. Минобр завысил за последние два года субвенции на общее образование на 62 млн рублей и еще на 15 млн рублей – на дошкольное образование. Вины с министерства никто не снимает, но надо учесть, что он ориентировался на то количество учеников и воспитанников детсадов, которое заявил район. А цифры оказались несколько преувеличенными.
Конечно, это можно расценивать как грубый управленческий промах, как нерациональное использование бюджетных денег, а можно извлечь из финансового изобилия, обрушившегося на район, немалую выгоду.
Например, легко превысить доведенный министерством показатель по средней зарплате педагогам, доведя ее практически до 31 тыс. рублей. Или пустить 358 тыс. рублей на выплату выходных пособий, не входящих в систему оплаты труда. Или вопреки положению об оплате труда, устанавливающего размер стимулирующих выплат и премий директорам школ постановлением мэра, отдать все на откуп самим руководителям. Они себя, естественно, не обижали. В итоге обогнали по зарплате даже своих коллег из областного центра.
На полную катушку использовали и дополнительные выплаты за вредные и опасные (!) условия труда безо всякой аттестации рабочих мест. Такое впечатление, что технички моют полы не в школах, а в забоях урановых рудников, получив за подорванное здоровье дополнительное вознаграждение в размере 1,2 млн рублей.
– Это какая-то напасть, – заметил Геннадий Нестерович. – Что ни проверка, обязательно обнаружатся незаконные выплаты за вредные условия труда. Когда-нибудь мы наведем с этим порядок.
Понятно желание администрации района выглядеть в лучшем виде перед областными властями. Лучше всего это сделать, налегая на актуальную ныне тему – развитие малого бизнеса. Под него район еще в 2015 году получил грант в размере более 730 тыс. рублей, пообещав создать пять рабочих мест. И не ударил лицом в грязь. В своем отчете минэкономразвития отрапортовал, что создано аж 10 рабочих мест. Вот только аудиторам, как они ни старались, не удалось обнаружить ни хлебобулочного, ни бетонного производств, на которые был потрачен грант, ни следов благодарного рабочего класса.
Весьма своеобразно был проведен и ремонт школьного спортивного зала, на который было выделено более 2 млн рублей субсидии. Кроме того, что работы выполнены некачественно, деньги, предназначенные для монтажа вентиляции, пустили на особую краску для покраски окон. Но краской не заменишь вентиляцию, духота в зале невыносимая, чтобы глотнуть свежего воздуха, приходится на занятиях дверь держать нараспашку.
Букет различного рода нарушений оказался столь велик, что КСП передала все материалы проверки в органы прокуратуры. Члены комиссии поддержали это решение.