Мусор: от сбора до утилизации
Какой будет схема обращения с отходами в Приангарье
Конкурс по выбору в Иркутской области региональных операторов в сфере обращения с отходами планируется провести в сентябре 2017 года. После этого будет заключено соглашение с регоператором, а областная служба по тарифам приступит к формированию тарифов на услуги новой структуры. Такая информация прозвучала на круглом столе Общественной палаты региона.
Главным же вопросом дискуссии стала территориальная схема обращения с отходами. Заместитель регионального министра природных ресурсов и экологии Нина Абаринова напомнила, что минприроды пришлось самому разрабатывать этот документ. Дело в том, что аукцион на разработку схемы выиграла московская компания, итоговая работа которой не удовлетворила комиссию министерства. Столичная фирма была включена в реестр недобросовестных поставщиков, а поскольку времени оставалось мало, областное ведомство самостоятельно подготовило документ, благо были наработки. Позже схему с замечаниями утвердил Росприроднадзор.
Нина Абаринова подробно остановилась на схеме, которая включает семь разделов: источники образования отходов, их количество, места накопления, объекты по размещению, переработке и утилизации, определение целевых показателей по обезвреживанию и утилизации, схема потоков отходов в Иркутской области.
– Главной задачей территориальной схемы является охват всех источников образования отходов регулярным плановым вывозом в места обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, – отметила замминистра. – На основании анализа данных можно сделать вывод о том, что существующая на сегодняшний день схема санитарной очистки сложилась в конце прошлого века и не позволяет обеспечить предоставление населению полного набора услуг по сбору, вывозу и захоронению ТКО. Как результат – часть территорий населенных пунктов не охвачена этими услугами.
В Иркутской области более 400 муниципальных образований и свыше 1,5 тыс. населенных пунктов, на которые приходится 25 лицензированных полигонов, соответствующих требованиям и внесенных в государственный реестр. 142 объекта включены в госреестр, но не имеют лицензии. В схему также включено 656 несанкционированных свалок на площади 1 тыс. га. Это те, которые были выявлены надзорными и контролирующими органами. Нина Абаринова полагает, что незаконно размещенных свалок в регионе гораздо больше – минимум в два раза, потому что в каждом населенном пункте есть место, а то и не одно, где складируются отходы. По подсчетам минприроды, ликвидация только выявленных несанкционированных свалок потребует порядка 3 млрд рублей.
Северные и южные отходы
В схеме представлен подробный анализ образования отходов в регионе. Так, в 2015 году этот показатель составил около 120 млн тонн. Правда, 95,8% из них приходится на добычу полезных ископаемых (вскрышные породы), так что лидерами по образованию отходов являются Бодайбинский и Нижнеилимский районы. ТКО от населения занимают в общем объеме незначительную долю – чуть меньше 1%. По нормативам Приангарья, городской житель в год производит 0,38 тонны отходов, сельчанин – 0,33 тонны. Несложные расчеты позволяют вычислить количество ТКО от населения – порядка 670 тыс. тонн в год.
– В Иркутской области наблюдается примерно одинаковое образование количества отходов в год, – продолжила Нина Абаринова. – Этот показатель увеличивается в основном в крупных городах за счет миграции населения из сельских районов и малых городов. В то же время в самих сельских районах можно отметить незначительный рост количества отходов в районных центрах.
Согласно разработанной схеме территория Иркутской области поделена на две зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Первая включает 11 муниципальных образований с населением 680 тыс. человек на общей площади 42 млн га.
Сюда вошли северные территории, среди которых Братский, Усть-Кутский, Катангский, Киренский, Усть-Илимский, Нижнеилимский, Чунский, Нижнеудинский, Тайшетский районы. Вторая зона находится в южной части региона и состоит из 31 муниципалитета, где проживают около 1,7 млн человек.
В первой зоне есть семь лицензированных полигонов и два, не включенных в госреестр, для приемки от населения 191 тыс. тонн отходов. Вторая охватывает 16 узаконенных полигонов и 13 несанкционированных. Все они рассчитаны на 481 тыс. тонн ТКО в год.
– По этим зонам в схеме выстроена потребность в строительстве новых полигонов, мусороперерабатывающего завода, площадок временного хранения, – говорит Нина Абаринова. – Так, для северных территорий потребуется возведение семи полигонов, 140 мусороперегрузочных станций и 386 площадок временного хранения отходов. Для второй зоны необходимо строительство 19 полигонов, 249 мусороперегрузочных станций и 1,1 тыс. площадок временного хранения.
Куда возить и за сколько?
Пока же запланировано строительство 12 полигонов в Мамонском, Хомутовском, Быстринском МО, в Казачинско-Ленском, Черемховском, Эхирит-Булагатском, Нижнеудинском. Баяндаевском районах и в городе Саянске. Правительством Иркутской области направлены бюджетные заявки на включение в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» нескольких объектов. Это полигон ТБО на территории Хомутовского муниципального образования, мусороперерабатывающий комплекс и полигон твердых бытовых отходов в районе поселка Маркова, а также перегрузочные мусоросортировочные пункты в Большереченском, Голоустненском, Хомутовском, Карлукском, Листвянском, Ушаковском, Уриковском и Мамонском муниципальных образованиях.
Участники круглого стола поднимали проблемы сортировки отходов и рекомендовали властям ускорить решение вопроса по строительству мусороперерабатывающего завода. Замминистра на это ответила, что сейчас на рассмотрении две площадки под полигон и завод. Но ни по одной из них не принято решение, поскольку слишком много нюансов – от соблюдения санитарных норм и требований безопасности до получения обоюдного согласия всех муниципалитетов, чьи земли вовлекаются под проект.
На вопрос, какие будут тарифы на вывоз мусора при реализации новой схемы, представители службы по тарифам ответили, что пока рано говорить о конкретных цифрах. Сначала нужно регионального оператора выбрать. А конкурс, по информации министерства ЖКХ области, запланирован на сентябрь текущего года. После этого будет заключено соглашение с регоператором (не позднее 1 мая 2018 года по федеральному закону). И только тогда служба по тарифам установит размер платы за вывоз ТКО.
– Территориальная схема по обращению с отходами есть на сайте нашего министерства, – резюмировала Нина Абаринова. – Мы ждем обращений, замечаний, добавлений. Если они будут целесообразны, обязательно их учтем. Пока же ни одного официального предложения не было. Кроме того, мы сейчас активно взаимодействуем с муниципальными образованиями по доработке схемы. Отмечу, что исходя из реальной ситуации в области необходимо поэтапное создание комплексной системы управления отходами и вторичными ресурсами. Главная задача – остановить несанкционированное размещение отходов и сделать процесс контролируемым.
По мнению замминистра, реализация принципов территориальной схемы обращения с отходами позволит достичь желаемых результатов. Но для этого также необходим единый подход и координация действий областных и местных органов власти, инвесторов, общественных организаций и населения.