Воронежский – таежная глубинка
Поселок Воронежский Киренского района – один из сотни некогда процветающих леспромхозов, созданных в Восточной Сибири во второй половине XX века для снабжения лесом Советского Союза.
Некогда здесь кипела жизнь: ускоренными темпами возводились жилые дома, были построены школа, детский сад, библиотека, клуб, больница, столовая. Полки магазинов пестрели дефицитными продуктами и импортными товарами. На заработки в Воронежский слетались рабочие со всей страны. Детский сад и школа с трудом вмещали поселковую ребятню, а клуб – собравшуюся на танцы молодежь. Сегодня от былого благополучия остались крохи. В Воронежском давным-давно ничего не строится. Поселок «донашивает» покосившиеся деревянные бараки, в которых доживают свой век пенсионеры. Трудоспособное население разъезжается. Однако местные власти не спешат закрывать населенный пункт: через него проходит автотрасса, связывающая Киренск с нижним подрайоном. Кроме того, руководство уверено: у Воронежского есть будущее. Бурно развивающаяся в последние годы газодобыча вдохнет в таежный поселок вторую жизнь.
Привет из Сибири
Свое название поселок лесозаготовителей получил не случайно. В далеком 1967 году для Воронежской области потребовалась древесина. Тогда же в Киренском районе началось промышленное освоение лесосырьевой базы и капитальное строительство жилого сектора лесозаготовительного поселка. В советское время таежный Воронежский стоял на ногах крепко. Большинство местных жителей трудились в леспромхозе, заготавливая в год более 200 куб. м ценной древесины. Люди были обеспечены работой, хорошей зарплатой, процветала охота и рыбалка. Уезжать отсюда никто даже не думал. Но в 1996 году леспромхоз, устав бороться за выживание, закрылся. Люди начали перебираться кто в город, а кто в соседние поселки, где можно было заработать на жизнь. Воронежский пустел на глазах. Ветшали школа и детский сад, закрылась столовая и больница. Все больше становилось в домах заколоченных крест-накрест окон.
Приехав на праздник, мы увидели печальную картину: покосившиеся двухквартирные бараки, утопающие в снегу по самую крышу, да пустые улицы. Лишь нарядный баннер «50 лет поселку Воронежский», красующийся на стене сельского клуба, напоминал о торжестве. Потихоньку в зал собирались люди, в основном пенсионеры. Приходили по одному и небольшими группками. Скромно садились в сторонке, ожидая начала концерта с участием творческих коллективов райцентра.
Глава Алексеевского МО Игорь Кравченко перед началом торжества успел коротко рассказать о вверенном его заботам поселке:
– Воронежский входит в наше муниципальное образование. Здесь прописано 230, но фактически проживает на 50 человек меньше. В советское время население было в два раза больше. Хорошее снабжение, высокие зарплаты привлекали людей. Сейчас никакого производства нет. Из социальной сферы работает детский сад-школа, библиотека, ФАП и клуб. В детском саду шесть детей, в школе – пять. Очереди нет. Детей дошкольного возраста мало. Старших ребят возят на автобусе в среднюю школу поселка Алексеевск. Основная проблема – занятость населения. На лето сюда заходят бригады заготовителей ВЛ ДОК, а недавно начал лесозаготовку ТСЛК. Но они тоже работают сезонно. Живут в поселке в основном пенсионеры, а работоспособное население трудится вахтовым методом.
На вопрос, есть ли, по его мнению, у Воронежского будущее, сельский руководитель утвердительно кивает: «Конечно». И оно в первую очередь связано с газодобычей. Набирающий развитие проект «Сила Сибири» ищет подходящую площадку. А она здесь имеется – большой пустырь, на котором раньше находилось деревообрабатывающее предприятие. Сохранились причалы, где можно речным транспортом перегружать груз. Также большие перспективы сулит проект монтирования федеральной электролинии ВЛ-220. В поселке ожидается строительство подстанции.
– Закрывать поселок нельзя. Он – связующее звено города и нижнего подрайона, – поясняет Игорь Кравченко. – Мы объясняем людям перспективы, пытаемся поддерживать муниципалитет, насколько позволяет наш скромный бюджет. В прошлом году из местного бюджета выделили 500 тыс. рублей, чтобы отремонтировать клуб. На юбилей район подарил сертификаты, чтобы оббить здание сайдингом и приобрести в клуб тренажеры.
Короткий экскурс прерывает начало концерта. Зрители горячо принимают выступления гостей и поздравления мэра Киренского района Кирилла Свистелина. Он вручает почетные грамоты ветеранам, а ведущий рассказывает о виновниках торжества. Тут-то и выясняется, что сегодня Воронежский славен не своими производственными достижениями, а людьми, живущими в поселке. С некоторыми из них нам удалось познакомиться поближе.
Первый строитель
Пожалуй, мало кто так хорошо знает леса, окружающие Воронежский леспромхоз, и историю этого предприятия, как Леонид Иванович Свистков – живой свидетель становления производства. Он начал свою трудовую деятельность 20 июля 1967 года и прожил в Воронежском всю жизнь. Работал в различных должностях: мастером, начальником лесоучастка, техническим руководителем, директором леспромхоза. За многолетний труд награжден медалью «Ветеран труда». Леонид Иванович своими руками прорубал просеки с представителями Воронежского научно-исследовательского института. Именно он установил лесосечный деляночный столб № 1.
– 23 сентября мы приступили к разработке лесосеки, – вспоминает ветеран. – Приходилось много работать, решать не только производственные задачи, но и вопросы жителей поселка: мы восстанавливали земли, чистили луга, помогали совхозу. В 1968 году началась уже массовая лесозаготовка.
Леонид Свистков – уроженец села Ямное Брянской области. Во время оккупации в марте 1943 года в четырехлетнем возрасте с матерью и младшим братом был угнан в концлагерь Алитуш, расположенный на границе Литвы и Восточной Пруссии. В октябре 1944 года частями Красной армии узники концлагеря были освобождены. В марте 1945 года они вернулись на родину. В 1954 году он окончил школу в поселке Локоть, работал на лесозаготовительном предприятии. Затем была служба в армии и учеба в лесотехническом училище. По окончании училища его направили в качестве мастера леса в Кировскую область, потом перевели в Пермскую область, а в 1967-м он получил задание организовать на реке Лене Воронежский леспромхоз.
– Я сюда приехал, когда мне было 29 лет, по просьбе директора, с которым работал в Кировской области, – рассказывает Леонид Свистков. – Тут в то время во всем районе даже профессии мастера леса не было. Лесники путем не умели деляны отводить! Мы заготавливали в год 200 тыс. кубометров. Продукция была очень ценная: кедр, лиственница, сосна – все деревья, как на подбор, экстра-класса!
Уже в Сибири у Леонида Ивановича родилось трое детей. Вырастив их, они с супругой помогали нянчить внучат. Сейчас радуются двум правнукам. Ветеран признается, что никогда не жалел о переезде на Север, ставший для него второй родиной:
– На Брянщине у нас была красивая река, а здесь еще лучше. Таких тайменей, налимов и ленков я больше нигде не добывал. А какие леса – это же чудо! И народ отличный – честнее и порядочнее, чем на западе. Жаль только видеть, как хиреет поселок. Сегодня говорили, будто все возродится. Дай Бог мне успеть посмотреть на это чудо. Значит, все было не зря, и помирать будет не страшно…
Семья, ровесница поселка
В списке односельчан, получивших почетные грамоты, значится семья «золотых» юбиляров Зои Евстафьевны и Виктора Федоровича Унжаковых. Полвека назад они стали в Воронежском первыми молодоженами.
– Муж родился в деревне Алексеевка, а я – иркутянка, – с улыбкой рассказывает Зоя Евстафьевна. – Приехала в Киренск по распределению, работала на метеостанции. Как-то в гостинице встретила директора Воронежского леспромхоза. Он и сманил меня в отдел кадров, посулив хорошую зарплату.
Кстати, Зоя Евстафьевна стала первой женщиной, которая приехала работать в поселок. До нее здесь трудились исключительно мужики. От женихов, говорит, не было отбоя, но выбрала она скромного и тихого Виктора Унжакова – водителя лесовоза. В любви и согласии они прожили 50 лет. Вырастили двоих сыновей, дождались четырех внуков, а сегодня радуются маленькой правнучке.
Секрет семейного счастья оба видят во взаимопонимании, уважении и заботе друг о друге. А еще в поддержке даже самых неожиданных увлечений. Виктор Федорович, как оказалось, страстный коллекционер… рогов. Все стены от пола до потолка в их доме увешаны этими развесистыми украшениями.
– Моя-то Зоя мне ни одних за всю жизнь не наставила, так я решил собирать рога на стороне, – посмеивается юбиляр. – Здесь у меня их более восьмидесяти: изюбриные, сохатиные, козлиные… Самые развесистые – от восьмилетнего изюбра, а самые мощные – от 10-летнего лося.
Часть рогов – охотничьи трофеи хозяина дома, часть – просто собраны в тайге, когда животные меняют головной убор. Что-то куплено у заезжих охотников.
– Сын Миша, помнится, как пойдет в тайгу с отцом, так сразу ругается – опять придется домой эту тяжесть тащить, – рассказывает Зоя Евстафьевна. – Я поначалу тоже ворчала: куда нам этакую прорву, а сейчас даже нравится – ни у кого этакой-то красоты во всем поселке нет. Пускай тешится. И люди приходят, смотрят.
Молодежный дебют
Еще одна интересная встреча произошла в детском саду-школе, в небольшом деревянном строении. Молоденькая девушка, выйдя навстречу, представилась: «Алена Сластных. Директор». Не удержавшись, поинтересовались ее возрастом: уж больно молодо выглядела руководитель.
– Двадцать, – не стала чиниться та. – Я окончила Киренский педколледж, а после поступила в институт на специальность «менеджмент в образовании». Сама я из поселка Петропавловский, но домой вернуться не удалось. Куда пригласили, туда и поехала. В районе с трудоустройством проблемы. Здесь работаю с сентября. Дали жилье, коллектив хороший, работа нравится.
Алена рассказала, что под ее началом трудится два воспитателя, помощник воспитателя, учитель, четыре кочегара, уборщица, повар и завхоз. Конечно, по возрасту все гораздо старше, но поскольку высшее образование получает только она, то «пальму первенства» присудили ей.
Из шести воспитанников детского сада самый старший шестилетний Арсений. Он – главный помощник воспитателей. Мальчик с удовольствием учит своих младших «коллег» лепить, рисовать, читать… Его авторитет беспрекословен. Накануне Международного женского дня ребятишки под началом Арсения старательно рисовали портреты своих мам.
Учеников в школе мы увидеть не смогли – занятия закончились до обеда. Директор показала два небольших класса, где ведется учебный процесс, и рассказала о внеурочной работе. В школе организован кружок дымковской игрушки и тестопластики. А еще ребятишки делают из бумаги различные объемные макеты. Недавно, например, изобразили город будущего.
О своем будущем Алена говорит весьма оптимистично:
– Рада, конечно, что уже в 20 лет сделала такую карьеру, но она для меня не главное. Думаю, важнее научиться самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Конечно, хотелось бы, чтобы в поселке было больше молодежи, но я уже для себя решила – останусь здесь. Ведь пока будут работать школа и детский сад, Воронежский будет жить.