Доктора юмора
В Иркутске идет набор больничных клоунов
Научно доказано, что смех, хорошее настроение и улыбки продлевают человеку жизнь. За границей уже ни один десяток лет практикуется смехотерапия при лечении таких серьезных заболеваний, как психические расстройства, онкология, алкогольная и наркотическая зависимости. В России же этот метод стали использовать недавно. Где в Иркутске работают доктора юмора, и как можно к ним присоединиться, рассказали активисты Иркутского волонтерского движения больничных клоунов «Давай улыбнемся» Михаил Зверев и Ирина Гостева.
Кто ты, клоун?
«Давай улыбнемся!» – волонтерское движение больничных клоунов в Иркутске, призванное помочь маленьким пациентам легче переносить лечение и проходить реабилитацию. Основано оно Фондом «Наследие иркутских меценатов».
– Разница между волонтером и профессиональным клоуном большая, – рассказывает Михаил. – Доброволец руководствуется только своим желанием и возможностями – сегодня он пришел в больницу, а завтра не смог. А для больничного клоуна это работа, где на первом месте стоит человек, которому грустно, плохо, больно или одиноко. Это очень тяжелый труд. Веселить и радовать болеющих детей совсем не то же самое, что смешить малышей в цирке, уже настроенных на положительные эмоции. У нас очень ответственное занятие, требующее специальной психологической подготовки, контроля, соблюдения многих правил и тонкостей.
Больничный клоун, растолковывает тонкости «профессии» Михаил, это уникальный специалист, который должен уметь многое, но в первую очередь – любить жизнь. Критерий качества его работы – смех ребенка. А несчастному человеку это вряд ли по силам.
Для клоунов-добровольцев, в отличие от профессиональных коллег, совсем не обязательно в совершенстве владеть актерским мастерством, навыками жонглера, акробата, дрессировщика или фокусника. Важнее умение импровизировать и искренность. В обычной жизни больничные клоуны работают учителями, программистами, поварами и строителями. У них есть семьи и свои дети. А в выходные дни они превращаются в волшебников, которые дарят радость.
В больницах клоуны всегда работают по двое: рыжий и белый. Белый – активный, ведущий, задающий темп игре. Рыжий – постоянно все теряющий недотепа типа Петрушки. Работая в паре, им приходится подыгрывать друг другу. Их представление происходит не по заранее подготовленному сценарию, а с первых секунд появления в палате. Переступая порог, больничные клоуны никогда не знают, что понравится этому малышу, как он среагирует, поэтому обязательно подстраиваются под его настроение. Бывает и так, что дети боятся или отказываются идти на контакт. Если ребенок не хочет общаться, клоун не должен настаивать. Может быть, малыш просто накануне плохо спал или неважно себя чувствует. Кстати, перед началом работы волонтеры обязательно получают сведения у дежурной медсестры: например, во второй палате ребенок после операции, в третьей – плачет со вчерашнего дня, в пятую положили новенького, и его лучше пока не беспокоить.
Самый положительный отклик на работу больничного клоуна – желание ребенка увидеть его еще раз. Если это происходит, клоун и маленький пациент становятся партнерами по радости.
– Для меня быть больничным клоуном – это возможность сразу видеть результат своей деятельности и получать эмоциональное удовлетворение, – объясняет свое участие в волонтерском движении Михаил Зверев. – Ты улыбнулся – тебе улыбнулись в ответ, ты скривил гримасу – захихикали, рассказал шутку или просто смешно прошелся – рассмеялись. Кроме того, клоунада дает шанс быть несерьезным. Погружаясь в образ, ты забываешь о злободневных хлопотах, становишься излучателем добра и тепла. В жизни мы редко позволяем себе проявлять эти чувства – боимся, что нас могут расценить как людей не очень серьезных. А приходя в больницу к ребятишкам, можно быть максимально добрым и веселым.
Шире улыбки!
С мнением Михаила полностью согласна Ирина Гостева. Она стала участником движения «Давай улыбнемся» всего несколько месяцев назад.
– Я сама мама, в свое время належалась с ребенком в больнице и не понаслышке знаю, каково это, – объясняет свой выбор она. – К тому же в наших больницах почему-то принято, чтобы после того, как малышу исполнилось пять лет, он лежал в стационаре один. Для него это настоящий стресс. Он попадает в обстановку, где незнакомые взрослые причиняют боль: делают уколы, перевязки… В одной палате лежат дети разных возрастов, и это тоже страшно. А мы являемся связующей ниточкой между миром детской фантазии и окружающей действительностью. Приходим и разряжаем обстановку.
Ирина рассказала, что по специальности она учитель английского языка в начальных классах. Окончила лингвистический университет. Однажды случайно наткнулась на объявление о наборе больничных клоунов. Решила для себя сразу – обязательно приду. Обучение она сравнила с восторгом из детства, когда что-то видишь в первый раз и понимаешь: это мое! А вот на практике сначала ее обуял страх:
– Мы пришли в больницу в составе пяти человек: два учителя – доктор Склянка и Смекалка (Михаил Зверев и Наталья Никольская) и трое новичков. Склянка и Смекалка пошли в палату, а мы тихонечко стали за ними наблюдать. В этот момент подходит девочка, осторожно дергает меня за халат и произносит: «Вас там ждут!», а потом уводит всех троих в другой конец коридора, где лежит тяжелобольная малышка. Мы поняли, что отступать некуда, и принялись за дело. Когда наши учителя вышли, мы уже работали вовсю самостоятельно, правда, потом никто из троих так и не вспомнил, что же мы тогда нагородили!
Пока больничные клоуны работают только в одном детском медучреждении Иркутска – Ивано-Матренинской больнице. К тому же у них строго ограничено время посещения – исключительно в часы приема. Однако в ближайшее время волонтеры хотят расширить и число задействованных больниц, и категорию подопечных. Побывав на обучении в региональной школе больничных клоунов, которая проходила в Томске, они узнали от московского учителя Александра Кудрявцева, как работать с онкобольными детьми, найти контакт с глухонемыми малышами и растопить сердца пенсионеров, доживающих свой век в домах престарелых.
Ирина признается, что ее уверенность в правильности сделанного выбора с каждым днем только крепнет.
– Работать, конечно, сложно. Одно дело развлекать трехлеток, другое – подростков, – рассуждает она. – Но знаете: такой ситуации «вот, все испортили» пока, к счастью, не было ни разу. Игра всегда разная. И сказки мы рассказываем, и что-то раскрашиваем, и клады ищем, и фокусы показываем… Энтузиазм не иссякает, наоборот, его только становится все больше.
А еще Ирина говорит, что благодаря волонтерской нагрузке стала гораздо больше улыбаться. На днях, например, ходила запускать в ручье кораблики со своей 13-летней дочерью. Та всячески сопротивлялась, стеснялась – подросток ведь, а мама строго ей внушала: «Надо!»
Если вы тоже хотите открыть для себя заново удивительный мир детства, приходите в школу больничных клоунов. Иркутское волонтерское движение «Давай улыбнемся!» объявляет об очередном наборе. Для этого требуется заполнить анкету в группе vk.com/davai_ulybnemsya и присоединиться к популярному движению! За дополнительной информацией можно также обращаться по телефону 89641115077 (Михаил). Рискните, и вы почувствуете, что ваши улыбки станут шире!