Из моды не выйдут
Как связать тряпичные коврики-кругляши
Разнообразные по цвету, рисунку и форме коврики-кругляши встречаются почти во всех деревенских домах. Из кусочков ткани их ловко вяжут наши бабушки. Существует множество техник плетения. О них можно узнать в новом сборнике Иркутского областного Дома народного творчества «Тряпичные коврики. Чичковское плетение». Его автор – ведущий специалист по фольклору и этнографии Лидия Мельникова.
«Образцы тряпичных ковриков ученые не находили в археологических раскопках, ведь ткани подвержены гниению и хранятся недолго. На гравюрах, рисунках или картинах тряпичных ковриков нет, возможно, художники не считали значительным этот элемент культуры. В сказках и былинах информация о них тоже не встречается», – пишет в сборнике Лидия Мельникова.
Этнограф считает, что в обществе бытует упрощенное представление о ковриках-кругляшах. Многим такие изделия кажутся милыми и уютными, но редко встретишь человека, который отнесется к цветастым лоскутным кружочкам серьезно, будет изучать их как интересный арт-объект.
– Разновидности ковриков, а также техники их исполнения известны по всему миру, но научные исследования на эту тему встречаются крайне редко, поэтому и возникла необходимость объединить в одном сборнике техники их изготовления, – объяснила мастер.
В этнографических экспедициях по селам Иркутской области Лидия Мельникова обнаружила множество ковриков, выполненных в разных техниках: «плетения», «шитья» «вязания крючком», «вязания одной иглой», «полутканья». А в селе Чичково Усть-Удинского района она нашла коврик неизвестного плетения. Большая часть населенных пунктов в тех местах расположена на берегах Ангары. А Чичково находится в 87 км от райцентра Усть-Уда. Это село не попало в зону затопления в период строительства Братской ГЭС, когда было смыто водой более ста деревень. Здесь сохранили архитектуру деревянных домиков с резными ставнями, из поколения в поколение передаются обычаи и традиции. Аналогов технике «чичковского плетения» в Иркутской области нет. Старожилы показали этнографу множество кругляшей, а также передали ценные знания по технике плетения, которые она подробно описала в своем новом сборнике.
– Особенность чичковского плетения в том, что крючок используется только как вспомогательный элемент, в итоге коврики получаются очень ровными и плотными, имеют изящную структуру, а срок службы у них намного дольше, чем у тех, которые вяжутся крючком. Восхищение вызывает и дизайн изделий: в основе узора лежит вихревая розетка, из центра которой расходятся односторонние вогнутые дуги. В каждом орнаменте традиционно заложена солярная символика, которая излучает жизнеутверждающую энергию, – рассказывает Лидия Мельникова.
В новом сборнике также есть описания и других техник плетения ковриков, которые распространены не только в области, но в стране и мире. Например, древнейшая, почти забытая техника одноигольного вязания. Она была распространена в деревнях с финноязычным населением, а также на территориях Заонежья, Пудожья и Приморья.
Уникальный пример вязания одной иглой был обнаружен Лидией Мельниковой во время экспедиции в село Юголок Усть-Удинского района.
– Мы заглянули в гости к одной бабушке, – рассказывает она. – Внимание привлек старенький коврик с интересным рисунком на полу. И я спросила у хозяйки: «Что это за коврик?» А он такой грязненький, дырявенький был, что бабушка засмущалась и швыркнула его ногой под кровать со словами: «Ой, не смотри, рванье. Я его все сжечь хочу!» Так я стала обладательницей уникального коврика.
Больше подобных изделий этнограф нигде не встречала. С тем, как выглядит и шьется диковинный коврик, можно познакомиться в сборнике. Лидия Мельникова призналась, что, работая над книгой, преследовала цель – сохранить уникальные традиции старожилов Иркутской области. Экспедиции будут продолжены, а это значит, что искусные тряпичные кругляши никогда не выйдут из моды.