Кино: «Сплит»
Пациент психиатра
Сплит
Режиссер: М. Найт Шьямалан
США, 2016, 117 мин, 16+
Дешево, но не очень сердито. На фильм потрачено 9 млн долларов, а заработал он в мировом прокате 250.
Шьямалан – хитрый манипулятор, наперсточник на междугородней автобусной остановке. Вот вы ехали, устали, ноги затекли, вышли подышать воздухом, подкрепиться, а тут вам предлагают нечто увлекательное, сулящее не только удовольствие, но и прибыль, надо только угадать, под каким пластиковым стаканчиком шарик. Стаканчиков всего три – «кручу, верчу, запутать хочу». Но неожиданно вы понимаете – вас обманывают, вы ловите наперсточника за руку, требуете вернуть деньги, зовете полицию, вокруг собираются его подельники, а автобус отправляется через минуту, никто вас ждать не будет, приходится уезжать…
В голове главного героя «Сплита», психопата по имени Кевин (Джеймс МакЭвой), уживаются 23 различных личности. Так что, это вам не тремя стаканчиками с резиновым шариком крутить. Но поскольку у режиссера руки всего две, а время фильма ограничено, то с невероятным числом личностей мы познакомиться не успеваем – явлено нам не больше десятка.
Фильм начинается с того, что Кевин похищает на автомобильной стоянке трех девушек, которых запирает в подвале и сообщает им, что скоро придет Зверь. Девочки плачут, вынашивают план побега, но почему-то не могут никак справиться с худосочным Кевином, который ничего такого страшного с ними не делает, разве что понемногу раздевает.
По ходу пьесы Кевин предстает перед пленницами то девятилетним мальчиком Хедвигом, то художником Бэрри, то помешанным на чистоте садисте Берри. Но все эти выходы выглядят, как нелепые комедийные стендапы, вызывающие хихиканье, хотя, наверное, по задумке автора, должны были вызывать страх и трепет.
Одна из пленниц Кэйси (Аня Тейлор-Джой) пытается наладить контакт с каждой личностью, поселившейся в Кевине. Из флэшбеков мы узнаем, что Кэйси – жертва дяди-педофила, а из рассказа Кевина своему психиатру Флетчер (Бэтти Бакли), что у него была строгая мать…
Ага, то есть получается, что жертва и насильник уравниваются. А какую же запредельную чушь несет старушка психиатр Флетчер… Вот этот маньяк, клоун, просто больной человек, который должен быть изолирован от общества в психиатрической больнице, для нее ценный экземпляр, некий сверхчеловек, которым надо гордиться, которому можно разрешить то, за что обычный человек давно бы уже сидел в тюрьме. Старушки нет, а Зверь остался, зверь, убежденный, что если он страдал, то ему все можно, все дозволено, мир его.