Гений морского пейзажа
В художественном музее открылась выставка Ивана Айвазовского
Морская стихия воцарилась в одном из залов Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. 22 марта в главном здании открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения великого русского художника «Гений морского пейзажа. Иван Айвазовский и его современники». На ней впервые представлены все 10 произведений автора из фондов музея. В том числе, картина «Утро в Венеции», которая не экспонировалась более 50 лет.
– Иван Айвазовский – всемирно известный художник, русский маринист, потрясающий живописец и график, – подчеркнула директор Иркутского художественного музея Наталья Сысоева. – Он создал настолько потрясающие произведения искусства, что с тех пор ни одному художнику не удалось превзойти его в изображении морского пейзажа. Наш музей гордится тем, что в его собрании есть 10 работ этого автора. Жемчужиной коллекции, безусловно, является работа «Утро в Венеции», которая долгие годы находилась на реставрации.
Неудачное хранение этого живописного пейзажа в первой половине XX века привело к тому, что тонкий красочный слой картины начал осыпаться. В 1949 году произведение отвезли в Москву, в реставрационные мастерские им. И.Э. Грабаря, но это не помогло решить проблему, и в 1961 году ее отправили туда вторично. Однако живопись продолжала разрушаться, и когда музей вновь обратился к московским реставраторам, они отказались принять работу, мотивируя это тем, что она нетранспортабельна. Спасла произведение искусства реставратор Иркутского художественного музея Галина Муравьева.
– «Утро в Венеции» входит в число произведений так называемого второго периода Ивана Айвазовского, когда в 1870-х годах наряду с загадочными ночными пейзажами и яркими, динамичными картинами появляются тонкие, словно написанные не маслом, а акварелью работы, – рассказала научный сотрудник музея, искусствовед Людмила Снытко. – В ней проявился новый взгляд живописца, который увлечен передачей цветовых нюансов. Мы видим, что здесь он достигает удивительной прозрачности, используя технику лессировки, нанося тончайшие слои краски друг на друга.
Интересно, что картина попала в музей благодаря известному меценату Александру Сибирякову, портрет которого кисти Алексея Корзухина также можно увидеть в экспозиции. Скорее всего, он приобрел ее на выставке в Петербурге, а в 1877 году подарил Иркутской мужской классической гимназии вместе с двумя другими миниатюрами Ивана Айвазовского «Закат у острова Капри» и «Марина». В 1920 году эти работы были переданы в картинную галерею Городского музея. Еще две картины – «Купание овец» и «Остров Капри» – купил основатель художественного музея Владимир Сукачев. Его потрет, который создал Василий Худояров, также представлен в зале.
– Любимица нашего зрителя — марина «Купание овец», – отметила Людмила Снытко. – В этой небольшой по размерам картине живо ощущается бесконечная даль неба и моря. Волшебные, завораживающие краски угасающего дня придают обыденной сценке на переднем плане лирико-романтическое звучание. Другой пейзаж «Остров Капри» написан позднее уже в более светлых тонах. На нем мы видим корабль, приближающийся к суше по морской глади. Композицию замыкают две маленькие человеческие фигурки на берегу, которые оживляют величественный пейзаж.
Огромный интерес на выставке представляют графические работы Ивана Айвазовского. Три из них поступили в музей в 1934 году от семьи Фавориных. На них мы видим, что в графике художник любил работать в смешанной технике, соединяя в одном произведении карандаш, акварель и белила.
– «Корабли на море» 1855 года – это натурная работа художника, один из многочисленных быстрых набросков, которые впоследствии, благодаря феноменальной памяти автора, могли превратиться в большое живописное полотно, – отметила Людмила Снытко. – Изящные миниатюры «Корабль среди волн» и «На берегу моря» вновь поражают нас мастерством соединения эпического образа природы с романтической трактовкой жанровых сценок.
Другая графическая работа – «Лунная ночь» поступила в музей от иркутянина, имя которого не сохранилось в книге поступлений. А «Морской вид» – это подарок известного московского коллекционера Феликса Вишневского.
Кроме произведений самого Ивана Айвазовского на выставке представлены работы его современников, которые также любили создавать морские пейзажи. Среди них Максим Воробьев, Лев Лагорио, Руфим Судковский, Алексей Боголюбов, Михаил Клодт, Сергей Васильковский, а также Александр Мордвинов, Антон Иванов и Василий Пискунов.
Картины о море удачно дополняют сложнейшие макеты исторических кораблей, созданные иркутскими судомоделистами и художниками Павлом Авенариусом и Сергеем Бордучковым.
Выставка будет работать до 29 июля.
Справка
Иван Айвазовский – живописец Главного Морского штаба, академик и почетный член Императорской Академии художеств, Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Коллекционер, меценат. Награжден орденами России, Франции, Османской империи. В1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство. Действительный тайный советник, что соответствует званию адмирала. Сегодня насчитывается около 60 тыс. его произведений ─ от больших полотен до лаконичных набросков. В России его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского и региональных музеях.