Фермер из Юголока

Как в одиночку построить животноводческое хозяйство

Житель села Юголок Усть-Удинского района Михаил Игнатов превратил заброшенное колхозное хозяйство в развивающееся предприятие и теперь продает продукцию всему району. Недавно в Юголоке открылась новая ферма, построенная Игнатовым на собственные средства.

КФХ Михаила Игнатова – единственное крепкое в селе Юголок, появилось в 2004 году и уже зарекомендовало себя как перспективное. Семья Игнатовых начала развивать молочное животноводство с личного стада. Сейчас на частной ферме содержится свыше 70 буренок, многие из них ждут прибавления.

После развала местного колхоза перед мужиками села встал вопрос – как жить дальше? Михаил Иванович ушел в лес – работал вальщиком древесины. Так и заработал свой первый стартовый капитал, который пустил на развитие сельского хозяйства. Игнатов размышлял: лес не вечен, сиюминутная прибыль – отнюдь не главное в жизни человека. Должно быть еще настоящее дело, например, работа на земле.

IMG_3116_resize

Напарник, с которым Игнатов начинал фермерствовать, быстро разочаровался в аграрных идеях: работай от зари до зари, а прибыли никакой. Только чудак-человек может отказаться от заработков на древесине. Напарник бросил пахать землю и вернулся «косить» лес.

А Игнатов остался и стал понемногу строить КФХ. Своего было – 10 коров и 60 поросят. Немало.

Никаких аграрных университетов за спиной у него не было. Только ПТУ и несколько специальностей. Но было огромное желание работать…

Для начала он оформил 20 га земли, купил в распродающем активы колхозе трактор «Беларусь», комбайн и нескольких коней в качестве тягловой силы. Построил за несколько лет три сенника, гараж и зерносклад, отремонтировал убитое здание колхозной фермы.

Труда фермер никогда не боялся. Десятый ребенок в семье, он вырос, можно сказать, в поле. Отец Иван Васильевич работал комбайнером, часто брал мальчишку с собой на посевную и уборочную. Высоченный комбайн был первой техникой, с которой восьмилетний Миша близко познакомился.

– Я пацаненком еще был, в бункере сижу, а отец на валке работает, – вспоминает фермер. – Умаюсь, усну в бункере, а все равно бегу на следующий день с отцом. Потом поливальные машины в колхозе появились, я помогал, трубы таскал, а что такого? После восьмого класса на машинном дворе работал, эта было мечтой всех мальчишек.

Поэтому и профессию выбрал, связанную с техникой. Знает ее досконально, до 1000 тюков сена собственноручно заготавливает.

Недавно в КФХ открылась новая животноводческая ферма на 150 голов. Михаил Иванович шел к ней много лет. Строить корпус начали в чистом поле, только вбили колышки. Всю прибыль от растениеводства и животноводства фермер вкладывал в проект.

– Скота у меня было 104 головы, пришлось часть сократить, – рассказывает фермер. – Деньги понадобились. Ферма мне под миллион рублей обошлась плюс 400 тыс. рублей заплатил за строительные работы… Но поголовье я восстановлю, дайте срок, благо, что есть теперь где скот держать.

Работал фермер себе в убыток, не успевал достроить все, что нужно, а уже сроки поджимали. Крышу к холодам пришлось закрывать.

Даже неудивительно, что при строительстве фермеру пришлось рассчитывать лишь на собственные силы. Все аграрии, кто занимается возведением сельскохозяйственных объектов, не сговариваясь, рассказывают одно и то же: утеряны целые институты, важные для бизнеса, – проектирование животноводческих ферм, поставка оборудования, строительство и т.д.

IMG_3103_resize

Зато сейчас у фермера есть своего рода инвестиционная площадка. Проект фермы тщательно проработан во всех возможных аспектах, включая перспективу расширения. А оно будет, учитывая, что помещение площадью 12 на 50 метров оказалось довольно вместительным.

Сейчас на ферме содержится 77 коров, 46 из них – стельные, и начались первые отелы. Из нукутского Хадахана Михаил Иванович привез казахского белоголового быка, чтобы улучшить захиревшую местную породу. В планах – довести поголовье скота до 200 КРС.

В прошлом году фермер развел еще и овечек. Из 32 животных – 12 самочек, поэтому прибавления в овечьем семействе не миновать.

Глава Юголокского муниципального образования Андрей Голубков отмечает, что Игнатов – единственный крепкий фермер в муниципалитете и неизменный помощник во всех делах. Хозяин. И человек надежный.

Ни в одной государственной программе по поддержке фермерских хозяйств Михаил Иванович не состоял. Причины разные – то грамоты для составления бизнес-проекта не хватает, то средств нет для соавторства с государством. Любая программа, она же софинансирования требует. Да и привык он по-мужицки только на свои силы рассчитывать.

В предстоящую посевную на полях предстоит засеять 20 га многолетних трав и 8 га пшеницы. Фермер сеет сорт «ирень», но планирует ввести в оборот и «бурятскую остистую». Кроме того, будут на полях и медоносы, потому что в КФХ живет 35 пчелосемей. В прошлом году в севообороте фермер использовал 12% элитных семян. В этом году снова будет сеять элиту.

Планы у 52-летнего фермера необъятные. Сейчас у него 366 га пашен и сенокосов.

– Я – человек на своей земле. Добавлю еще 8 га пашен, брошена землица-то, на ней уже леса выросли, – делится Михаил Иванович. – Мельницу хочу завести, есть желание организовать собственную пекарню.

Раз увеличится поголовье скота, понадобится еще одна ферма и сенник. И столовая для рабочих нужна. И холодильник из старого здания надо переоборудовать для хранения мяса. Это значит, что впереди новое строительство.

Нерешенных проблем у фермера, что называется, до небес. Вода в хозяйстве привозная. 180 метров скважины пробурили специалисты в КФХ, но воды так и не нашли. Поэтому новая скважина просто необходима.

Трудно в КФХ и с кадрами.

– Выучил я двух молодых на механизаторов, а они ушли лес валить, – фермер огорченно пожимает плечами. – Но и их понять можно, там денег больше, и прибыль скорая.

У Игнатова все заработанные средства идут в дело, в оборот. Прибыли на руках нет, и к этому фермер как-то привык. Спокойный и рассудительный, присутствия духа он не теряет.

– Прибыли нет, но до пенсии далеко, может, и заработаю еще, – шутит он.