Как оформить пенсию через интернет?
Последние несколько лет Пенсионный фонд активно развивает свои электронные сервисы. Уже сегодня как нынешние, так и будущие пенсионеры могут воспользоваться многими услугами в удаленном режиме, в любое удобное время, без траты усилий на посещение клиентских служб ПФР. О том, какими именно социальными услугами можно воспользоваться онлайн, рассказывает управляющий Отделением Пенсионного фонда по Иркутской области Надежда Козлова.
– Надежда Сергеевна, зачем Пенсионному фонду вообще нужны электронные сервисы? Ведь можно один раз сходить в клиентскую службу, оформить пенсию и потом спокойно ее получать многие годы.
– Это не совсем так. Во-первых, мы не только начисляем и выплачиваем пенсии. У Пенсионного фонда более 30 публичных обязательств: ведение базы персонифицированного учета, различные социальные выплаты, материнский капитал, учет пенсионных прав и многое другое. Пенсионный фонд работает со всеми категориями населения. В нашем поле зрения находится буквально каждый гражданин любого возраста и рода занятий. Мы сопровождаем человека на протяжении всего жизненного пути. А развитие электронных сервисов – это адекватный ответ на запрос общества. Сегодня многие буквально живут в виртуальном пространстве. Там заказывают товары и услуги, общаются, смотрят кино и читают книги. Значит, и Пенсионный фонд должен осваивать интернет и предлагать гражданам удобные и современные способы получения социальных услуг.
– Пользуются ли популярностью электронные сервисы у жителей Приангарья? Или они предпочитают по старинке ходить в клиентские службы и решать все вопросы лично?
– У каждого человека всегда есть выбор, каким именно способом обратиться в Пенсионный фонд – прийти лично, направить обращение и документы традиционной почтой, воспользоваться онлайн-приемной, позвонить на номер горячей линии или получить услугу в электронном виде в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР. Однако нужно отметить, что наши земляки активные пользователи интернета, поэтому электронные сервисы пользуются популярностью. Так, Иркутская область находится на пятом месте в стране по использованию гражданами электронных сервисов для подачи заявлений в Пенсионный фонд. В течение 2016 года в электронном виде подано 37 тыс. заявлений о назначении пенсии, более 40 тыс. заявлений о выборе способа доставки пенсии, что составляет более 66% от общего количества данных заявлений. При подаче заявлений о назначении пенсии в 93% случаев пенсия назначается без представления дополнительных документов и личного визита граждан в ПФР. То есть, по сути, пенсия назначается дистанционно, а заявление подается из дома или офиса.
– Неужели наши пенсионеры такие «продвинутые»?
– Больше, чем вы думаете! Возможность подавать заявления в электронном виде, не посещая клиентские службы Пенсионного фонда, у жителей Приангарья появилась в начале 2015 года. Мы вошли в число первых регионов страны, где в режиме опытной эксплуатации внедрялся данный электронный сервис. Так вот, уже в начале марта поступило первое заявление о назначении пенсии в электронном виде от жителя Братска. В прошлом году две представительницы Иркутской области стали призерами Всероссийского чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров, который состоялся в Новосибирске. А еще две пенсионерки – 63-летняя свирчанка и 80-летняя жительница поселка Усть-Уда – стали призерами Всероссийского конкурса личных достижений в изучении компьютерной грамотности «Спасибо интернету – 2016». Так что наши пенсионеры не только грамотные, но и очень активные.
– Значит, те, кто собирается на пенсию, могут подать заявление на назначение пенсии в удаленном режиме? Те, кто уже получают пенсию, могут также через интернет сменить способ доставки денежных средств. А какие еще услуги могут получить пожилые люди, не приходя в Пенсионный фонд?
– Наши электронные сервисы постоянно развиваются. Сегодня наши пенсионеры, кроме упомянутых заявлений, могут выбрать способ получения набора социальных услуг (НСУ). Сервис позволяет подавать электронное заявление о том, в каком виде, натуральном или денежном, человек хотел бы получать НСУ. Подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Получить информацию и заказать справку о размере пенсии и установленных социальных выплатах, а также выписку из федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи. При необходимости можно направить обращение в ПФР, записаться на прием, заказать ряд документов.
– Действительно, для пожилого человека это очень удобно, не нужно лишний раз тратить деньги на дорогу, ждать приема в клиентской службе. А что насчет молодых? Какие сервисы предлагаются для работающих граждан? Им ведь тоже иногда необходимы услуги Пенсионного фонда.
– Для граждан молодого и среднего возраста тоже много полезных сервисов. Более того, как раз им они важнее и нужнее. Пенсионер, как правило, уже заработал свои пенсионные права, он находится на заслуженном отдыхе и получает пенсию. А вот молодым людям нужно начинать ее формировать с самого первого дня на рабочем месте. И здесь «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР незаменимый помощник. С его помощью можно получить информацию о сформированных пенсионных правах и выписку о состоянии индивидуального лицевого счета; рассчитать будущую страховую пенсию с учетом сформированных пенсионных прав; контролировать уплату страховых взносов работодателем; узнать своего страховщика по формированию пенсионных накоплений; подать заявление о выдаче сертификата на материнский капитал и о распоряжении его средствами, и многое другое.
– Как начать пользоваться электронными услугами Пенсионного фонда?
– Для удобства граждан все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда (es.pfrf.ru). Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru) или в ЕСИА (единой системе идентификации и аутентификации). Если гражданин уже зарегистрирован на портале, необходимо использовать логин и пароль. Практически во всех клиентских службах Пенсионного фонда на территории Иркутской области можно подтвердить свою учетную запись на портале госуслуг. Если гражданин еще не зарегистрирован на едином портале госуслуг, то с регистрацией ему также помогут в клиентской службе ПФР.
Наши двери всегда открыты для граждан, прием ведется в течение всей рабочей недели. Но мы хотим, чтобы у людей имелся выбор. У кого нет времени или возможности приходить к нам, должен иметь возможность получить государственную услугу надлежащего качества и в самые короткие сроки в удаленном режиме. И для этого Пенсионный фонд будет совершенствовать электронные сервисы и в дальнейшем.