29.03.2017 10:34
Рубрики
Экология
29.03.2017 10:34

Омуль в свободном плавании

Промышленный лов байкальского эндемика запретят с 2018 года

Запрет на промышленный лов байкальского омуля будет введен в 2018 году. Пока трехлетний, но, возможно, с последующей пролонгацией. Мораторий до сих пор официально не подтвержден. Между тем и сегодня предприниматели не могут ловить омуля – квоты выделены, но разрешения будут выдаваться ориентировочно с июля.

Критические цифры

Напомним, запрет промышленного лова омуля планируется ввести для восстановления популяции байкальского эндемика. За последние годы она резко снизилась. По данным директора Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» Владимира Петерфельда, с 2007–2008 годов специалисты наблюдают тенденцию к сокращению биомассы омуля:

– С 1983 года мы несколько лет наблюдали период стабильных запасов омуля в размере 23–25 тыс. тонн. Биомасса по нерестовому запасу оценивалась в 4,5 млн производителей. За последние четыре года из Селенги в Байкал попало в два раза меньше личинок омуля, чем за год стабильного запаса. Если в 2005 году «скатывалось» в озеро порядка 1,5 млрд личинок, то за последние четыре года – суммарно около 700 млн.

IMG_4221_resizeВладимир Петерфельд также проинформировал, что в 2016 году биомасса омуля оценивалась в размере около 10 тыс. тонн, а количество заходящих на нерест производителей сократилось в четыре раза.

– В прошлом году мы наблюдали ситуацию, когда в реки Бурятии зашло всего около 700 тыс. производителей рыбы. Ситуация просто катастрофическая, – продолжил директор «Госрыбцентра». – В 1969 году был введен подобный мораторий на вылов омуля. Длился он семь лет и дал свои результаты. Сейчас снова требуется принять непростое решение. И не факт, что популяция омуля восстановится за три-пять лет. Возможно, потребуется гораздо больше времени.

Ранее предполагалось ввести запрет на лов омуля с начала 2017 года, затем указывались другие сроки – март, апрель, вторая половина текущего года. Руководитель Ангаро-Байкальского управления Федерального агентства по рыболовству Виталий Молоков на прошлой неделе заявил, что мораторий запланирован на 2018 год. По его словам, 16 марта на сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативно-правовых актов появился приказ о внесении изменений в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна. В течение месяца пройдет обсуждение данного документа, затем его передадут на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства и Минюст.

Ловить нельзя и без моратория

– Перед нами стоит задача – не оставить без внимания местное население, которое проживает на берегу Байкала, – подчеркнул Виталий Молоков. – Решение не должно на них негативно отразиться. Сейчас расставляем приоритеты по смещению промышленного пласта на другие водные объекты в Приангарье – Братское и Усть-Улимское водохранилища. Население без рыбы не останется. Есть много других видов, тот же хариус и сиг. Омуль больше является туристической достопримечательностью. Также прорабатывается программа по увеличению объемов промысла на Братском водохранилище. Еще одной важнейшей задачей является сохранение и развитие рыборазводных хозяйств.

До сих пор неясно, останется любительский лов или нет. По мнению Владимира Петерфельда, на Байкале на время моратория должна быть только традиционная рыбалка (для коренных малочисленных народов, которые в основном проживают на территории Бурятии), на удочку с ледяного покрова на специально отведенных участках. Причем без права реализации. Такие рекомендации «Госрыбцентр» направил в Росрыболовство. Что касается туризма, видимо, придется придумывать новую гастрономическую достопримечательность Байкала.

Между тем ловить омуль на Байкале нельзя с начала этого года и по сей день. Как пояснил Виталий Молоков, промышленный лов осуществляется на основании двух документов – договоров о получении квоты и о предоставлении промыслового участка. До 2016 года такое понятие, как промысловые участки на Байкале, вовсе отсутствовало, потому что омуль на месте не стоит – мигрирует. Так что, квоты сегодня распределены (для Иркутской области – 61 тонна, для Бурятии – 540 тонн), а рыбачить пока нельзя – не утвержден перечень промысловых участков.

24560– Ввиду критического снижения популяции байкальского эндемика разрешение на его вылов дается только при предоставлении второго документа, – прокомментировал Виталий Молоков. – В настоящее время перечень промысловых участков составлен. Мы плотно работаем с правительством Иркутской области. Если все пойдет по графику, с июля предприниматели смогут получить разрешение и начать вылов.

На вопрос, откуда омуль на прилавках, например, в популярном среди туристов поселке Листвянка, руководитель Ангаро-Байкальского управления Росрыболовства ответил, что продается, видимо, рыба, пойманная по квотам 2016 года или же на удочку любителями.

«Спецназ» Росрыболовства

В Росрыболовстве не исключают, что с вводом моратория участятся случаи браконьерства. Начальник отдела государственного контроля, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Ангаро-Байкальского управления Росрыболовства Иван Шумилов рассказал, что в связи с изменениями законодательства уже в 2016 году борьба с нелегальными рыбаками стала намного эффективнее:

– Теперь оперативники могут изымать у браконьеров на Байкале всю технику, включая лодки, машины. После этого эффективность нашей работы выросла втрое, нам уже не нужно повторно ловить одного и того же браконьера с техникой, которая была ему передана на ответственное хранение.

В прошлом году инспекторы Ангаро-Байкальского управления Росрыболовства провели на подведомственной территории более 3 тыс. оперативных рейдов, по результатам которых было возбуждено свыше 4 тыс. дел, сумма штрафов составила почти 10 млн рублей. 127 материалов переданы в правоохранительные органы, по результатам их рассмотрения возбуждено 90 уголовных дел.

В преддверии запрета на вылов омуля на Байкале Росрыболовство усилит борьбу с браконьерами. Так, создана группа быстрого реагирования для рыбоохраны. Закуплены мощные моторы на катера, беспилотные летательные аппараты, тепловизоры, приборы ночного видения, оперативники вооружены служебным оружием.

– Оперативная группа подчиняется лично начальнику управления, – заявил Виталий Молоков. – Она будет быстро выезжать в любой район Байкала. В России сегодня такой «спецназ» действует только в Московско-Окском управлении Росрыболовства и носит название «Пиранья». Нашу же оперативную группу мы именуем «Сарма» по аналогии с самым сильным и внезапным ветром на Байкале.