Артефакты северного края собраны в Киренском краеведческом музее
Если вам доведется побывать в Киренске, обязательно посетите местный историко-краеведческий музей. В нем самым непостижимым образом соединились прошлое, настоящее и будущее. Здесь хранится бесценная информация об истории края; экспонаты, представляющие древних животных, и образ жизни давно ушедших поколений, память о героях Великой Отечественной войны и перегоночной воздушной трассе «Аляска-Сибирь». Есть и по-настоящему раритетные вещи, от которых у знатоков старины загораются глаза. Фонды музея год от года пополняются удивительными находками, которых, судя по всему, еще немало таится в здешних местах.
Сибирский детектив
Само здание музея на улице Советской – памятник архитектуры. Построено оно в 1894 году специально под женскую прогимназию. В советское время здесь располагались школьные мастерские, потом детский сад, а в 1993-м оно стало постоянным местом размещения экспозиций Киренского краеведческого музея. В музее несколько залов: археологии, этнографии, исторические экспозиции, зал военной Славы и картинная галерея местного художника, заслуженного работника культуры РФ Александра Кузакова.
Судьба некоторых экспонатов необыкновенна. Например, фисгармонию, изготовленную в Страсбурге в конце XIX века, нашел некогда на местной свалке учитель черчения школы № 1 Петр Холод. Отскреб, отмыл и заставил работать. А после подарил музею. Она была полностью в рабочем состоянии, пока не попала в наводнение, к сожалению, часто случающееся в городе-острове. Музыкальные инструменты: домры, всевозможные балалайки, гармони, баяны и аккордеоны тоже готовили вывезти на свалку. Их списали в местной школе искусств и хотели утилизировать. К счастью, мимо проходившая сотрудница музея этому воспротивилась, и теперь экспонаты украшают стены одного из залов. Как оказалась в Киренске реликвия XVIII века – фигура Иоанна Богослова, вырезанная из цельного ствола березы неизвестным мастером, установить не удалось. Предполагают только, что она была доставлена в Свято-Троицкий монастырь из расположенной некогда на берегу Нижней Тунгуски деревни Нижне-Карелино. А икона святых бессребреников Косьмы и Демияна, вероятно, входила в иконостас Никольской церкви, построенной в 1758 году и сгоревшей по невыясненной причине в 1931-м.
История двухтумбового стола 1895 года с вырезанными мордами львов и вовсе из разряда детективных. По утверждению старожилов, стол находился в конторе пароходства и, возможно, принадлежал купцу I гильдии Глотову. После революции долгие годы им распоряжались госслужащие банка. Позже, когда предмет старины попал в перечень партхозимущества, его вывезли в штаб гражданской обороны. Один из начальников штаба ссудил реликвию в пользование командиру ныне уже не существующей воинской части. Тот, смекнув, какое счастье ему привалило в руки, собрался перевезти купеческий стол в Читу. Его уже грузили в самолет, когда работники музея потребовали вернуть историческое наследие району. Однако офицер решил без «боя» не сдаваться, потребовав за реликвию откупные – 4,5 млн рублей! Так что стол пришлось отобрать с помощью судебных приставов, представителей милиции, администрации, а также решительно настроенной общественности. Говорят, что к этому столу еще причиталась пара стульев, но на их след, увы, напасть уже не удалось.
Интересны представленные в музее одежда, предметы быта, орудия охоты и рыбалки эвенков – коренного народа Киренского района: паняга, остроги, берестяные битки для сбора ягоды, чулманы и мулинки – эвенкийская берестяная посуда. Есть лодка-долбленка – не предмет декора, а вполне рабочий экспонат. Ее изготовил к 365-летнему юбилею города местный мастер Сергей Кожин. Тогда лодку впервые опробовали на воде, имитируя на ней прибытие в Киренск казаков.
Необычные ставни, снятые со старинного дома по улице Соснина, – еще одно украшение хранилища истории. На ставнях сакральная резьба русского Севера, с которым, как выяснили краеведы через ссыльных, перекликается культура сибирского Киренска. Кассовый аппарат, найденный в подвале бывшего магазина купчихи I гильдии Анны Громовой, любопытен табличкой «Проверяйте сдачу, не отходя от кассы!» – «прародительницей» современных объявлений в нынешних супермаркетах. А уникальная энтомологическая коллекция, доставшаяся музею от ученого Станислава Шабуневича, изучавшего в киренской тайге повадки сибирского шелкопряда, вполне может сегодня помочь нынешним защитникам леса бороться с вредителем, вновь активизировавшимся в наших лесах.
История дома № 46 по улице Советской – также из разряда детективных. Некогда это здание входило в комплекс винно-водочного завода по улице Советской. В 30-х годах там располагалось местное отделение НКВД. После войны его перепрофилировали под жилое строение. Шестьдесят лет в нем жили люди: рождались, умирали, страдали и радовались, отмечали свадьбы и праздники, не подозревая, что совсем рядом, в подвале, хранится страшная тайна. Кто знает, сколько бы ей еще предстояло оставаться «в подполье», если бы один из жителей дома перед смертью – в 1991 году не решил повиниться. Он-то и рассказал, что служил в середине 30-х годов «в органах», и в подвал этого дома они скидывали трупы репрессированных. После такого страшного заявления вскрыли один из подвалов, но ничего не нашли. Когда стали более внимательно рассматривать помещение, увидели, что каменная кладка фундамента, сложенная в елочку, в одном месте нарушена. Разобрали ее и обнаружили трупы 83 человек! Они лежали под полутораметровым слоем извести. Видимо, это спасло останки от разложения. Сохранились даже личные вещи несчастных: в карманах находили счета, обрывки газет, документы, мелочь… Найденные документы позволили установить, что в числе убитых находятся тела жителей Киренского, Усть-Кутского и Казачинско-Ленского районов. Также было установлено, что людей не расстреливали, а убивали ударом молотка в затылок. Страшная находка всколыхнула всю область. Останки погибших с почестями перезахоронили на местном Хабаровском кладбище 26 мая 1991 года. А в музее появился специальный зал, посвященный истории сталинских репрессий. Старожилы поговаривают, что подобное захоронение вполне может быть и во втором подвале зловещего дома, но, к сожалению, пока этой проблемой никто не занимается. Сегодня здание практически разрушено. В нем нет ни окон, ни дверей, ни лестничных пролетов. Оно никак не охраняется, а внутри навален двухметровый слой мусора – странная дань памяти десяткам невинно убиенных земляков.
Самолет-талисман
Отдельный зал в музее посвящен героям Великой Отечественной войны. И по праву. Киренчанам есть кем гордиться. В числе участников войны – четыре Героя Советского Союза и полный кавалер ордена Славы. История каждого – пример высочайшего патриотизма. Михаил Зарукин, удостоенный звания Героя посмертно, воевал в экипаже легендарного летчика, генерал-майора Ивана Полбина. В феврале 1945-го им предстояло бомбить фашистские войска возле Беслау. Колонну советских пикировщиков обстреляла вражеская зенитная батарея. Самолет Полбина был подбит. Раненый командир, генерал и штурман, подполковник Михаил Зарукин приняли решение направить горящую машину в самую гущу фашистских формирований.
Алексей Андреев в числе первых на подручных средствах организовал переправу роты на безымянный остров реки Днепр. Выбив фашистов с занимаемых позиций, он быстро организовал оборону. Фашисты пытались прорваться, сорвать переправу советских войск, однако рота Андреева отбила контратаку противника, уничтожив при этом более полусотни гитлеровцев и захватив двенадцать пулеметов, помогла форсированию реки другими подразделениями полка. Степан Кузаков, командир саперного взвода, звания Героя был удостоен за разминирование моста в Вене, а Григорий Корзенников награжден двумя орденами Красной Звезды, пятью орденами Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны за десятки сбитых вражеских истребителей, которые он ликвидировал на… подаренном лично ему самолете. Рядовые киренчане и коллеги по цеху – рабочие Красноармейского завода, где до войны работал кузнецом Григорий Михайлович, узнав о том, что тот стал на фронте летчиком, собрали деньги и отправили их Сталину, сопроводив письмом, в котором содержалась просьба купить на собранную сумму самолет лично для Корзенникова. Самое удивительное, Верховный главнокомандующий ответил на письмо и дал добро на покупку. Ценный дар с бортовой надписью «От сибирских тружеников г. Киренска земляку Корзенникову» Григорию Михайловичу вручили в марте 1943 года. На этом самолете он воевал до конца войны, встретив Победу в Праге. Впоследствии герой-фронтовик признавался, что именно благодаря этому самолету остался жив, поскольку он стал для него настоящим талисманом.
Соседний стенд рассказывает об истории трассы мужества «Аляска-Сибирь». Воздушный мост начал действовать в 1942 году. Он был участком по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. В годы войны в небе над Киренским районом потерпели крушение несколько самолетов. Останки одного нашли в 1988 году охотники в районе деревни Осиновка. Рядом были обнаружены тела погибших пилотов. Поисковики установили имена членов экипажа: командир Дмитрий Лобарев, штурман Михаил Ершов и радист Василий Нечипоренко. Связавшись с родственниками, узнали подробности их судеб. Самым молодым в экипаже был 18-летний радист. Этот роковой полет для Василия Нечипоренко был первым и единственным. А сестры командира Лобарева, приехавшие на перезахоронение брата из Воронежа, привезли письма матери, которая до конца своей жизни так и не поверила в смерть сына, числившегося пропавшим без вести, и писала ему еще долгие годы.
«Светлица» и новые открытия
Киренский музей – не застывший памятник прошлому, а живой организм, постоянно прирастающий новыми экспонатами. В их числе и раритеты глубокой старины, и новоделы, ценность которых еще предстоит определить потомкам.
Так, прошлым летом иркутские археологи во время экспедиции в Киренске обнаружили уникальную монету времен Петра I. Такие находки для нашего региона большая редкость. Всего несколько монет времен Петра Алексеевича и его отца Алексея Михайловича хранятся в Иркутском областном краеведческом музее. Киренскую обнаружили, когда проводили археологическую экспертизу проекта реконструкции автодороги, проходящей через историческую часть старого города. Вместе с серебряной монеткой-чешуйкой археологи подняли еще почти два десятка артефактов, что, впрочем, неудивительно, ведь некогда на этом месте располагался Киренский острог. Сотрудников музея удивило и обрадовало другое: руководитель экспедиции – научный сотрудник лаборатории археологии, палеэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ, кандидат исторических наук Алексей Тетенькин вернул после исследования все находки Киренскому музею. Это, по признанию директора Елены Еохиной, первый подобный случай. Обычно все, что находят в северном крае, оседает или в частных коллекциях, или в областных учреждениях культуры.
С завидным постоянством пополняется зал палеонтологии. Бивни и зубы мамонта, рога древнего носорога, фрагменты частей черепа древнего быка находят местные жители, возделывая личные огороды. Что-то отдает река, когда отступает после наводнения. Недавно недалеко от Никольска жители обнаружили целое кладбище мамонтов, а значит, хранителям истории вскоре нужно будет подумать о расширении экспозиции. А еще им предстоит позаботиться о создании зала современного искусства. Вполне вероятно, что к имеющейся галерее картин Александра Кузакова добавятся изделия мастеров клуба «Светлица». При клубе, открытом здесь в 2002 году, работает несколько кружков: бисероплетения, лепки из теста, из глины, изготовления тряпичной куклы, лозоплетения… Изделия мастеров выполнены настолько высокопрофессионально, что вполне могут служить украшением любой выставки. Подтверждением этих слов служит звание «народного», которое «Светлица» получила два года назад.