«PROдвижение» в Москву
Иркутский театр танца принял участие в шоу телеканала «Россия»
Самый высший балл – так оценили выступление иркутян члены жюри суперпроекта «Танцуют все!», стартовавшего в начале марта на телеканале «Россия 1». Широкая публика сможет увидеть номер «PROдвижения» в середине апреля – в пятом выпуске танцевального марафона.
Скидок не предусмотрено
Еще вчера они были в Москве, а сегодня уже вовсю репетируют в Иркутске. Руководитель Театра танца «PROдвижение» Владимир Лопаев никому никаких скидок не делает. Сначала разминка. И не абы какая, а с полной нагрузкой. Ребята бегают по кругу, потом садятся на пол и скользят по комнате, энергично поворачиваясь при этом в обе стороны, затем бегут при помощи рук, наклонившись на прямых ногах, после пятятся задом наперед…
– Спина ровная, тянем руки, держим ноги прямее! – командует режиссер.
Артисты изо всех сил пытаются вытянуться в струнку.
– Еще ровнее! Выше! Старайтесь!
Владимир, кажется, совсем не берет во внимание, что некоторым ребятам не то что бегать, просто ходить – и то очень трудно. На лицах явственно проступают капельки пота, учащается дыхание и… становятся шире улыбки.
Наблюдающие за детьми мамы тоже от души улыбаются в ответ:
– Молодцы! Все получается замечательно!
– Вам не жалко дочь? – вполголоса спрашиваю Любовь – маму солистки театра Веры Кращук.
– А почему мне ее должно быть жалко? – искренне удивляется та. – Для нее же эти занятия – одно удовольствие! Из зала я ее буквально уговариваю поехать домой. После репетиции, пока едем в Ангарск, она всю дорогу тараторит, не замолкая, – эмоции хлещут через край! И состояние здоровья улучшается буквально на глазах. Раньше нам дважды в год приходилось делать операции – подрезать мышцы, а три последних года надобность в них исчезла: растяжки и так хорошие – на занятиях все мышцы прекрасно разогреваются.
– Да, но все же нагрузка, на мой взгляд, очень серьезная. Я бы, например, от силы раз пять смогла вот так наклониться, а Вера уже тридцатое упражнение на укрепление пресса сделала…
– Так в том-то и дело. Мы – здоровые, просто слишком любим рассуждать обо всем, ничего при этом не делая, а эти ребята попусту не говорят, берут и делают! Вы подождите, сейчас моя Вера еще столько же раз спинку поднимет, а потом снова ноги. Ее рекорд 100 подъемов!
Победа вне конкурса
Перед прогоном спектакля объявляется небольшой перерыв, а мы получаем возможность наскоро переговорить с режиссером.
– В конце декабря нам позвонили с телеканала «Россия» и рассказали, что в начале марта стартует проект «Танцуют все!», – рассказал, едва отдышавшись, Владимир Лопаев. – Предполагалось набрать 11 команд со всей России, организаторы сказали, что хотели бы видеть нас в их числе. Сначала предполагалось, что мы будем участниками, но потом что-то поменялось, и нас пригласили в качестве гостей.
Путешествие в столицу 15 человек – дело недешевое. Вряд ли родители детей-инвалидов смогли бы найти необходимые деньги, чтобы осуществить задуманное, если бы не высокие покровители. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, узнав о приглашении на телепроект, договорился с благотворительным фондом «Отражение» о финансировании поездки. Предпринятые усилия не прошли напрасно. Несмотря на то что иркутяне выступали вне конкурсной программы, они заслужили множество приятных отзывов и самую высокую оценку жюри.
– Другие конкурсанты подходили к нашим артистам, обнимали, выражая свое отношение к увиденному, – улыбаясь, вспоминает руководитель театра. – Все члены жюри: хореограф, актриса, заслуженная артистка РФ Алла Сигалова, актер театра и кино, режиссер и хореограф Егор Дружинин, артист балета и хореограф Владимир Деревянко сказали: если бы мы были участниками, то они оценили бы нас только по высшему баллу. Выступление настолько всем понравилось, что было принято решение увеличить наше эфирное время почти вдвое.
Кто вы, иноходцы?
Спектакль и впрямь необычен, и по названию – «Иноходец», и по исполнению. В центре сцены сооружается пирамида из разноцветных мешков и веревок, потом делается лабиринт. Девушки и юноши – основной состав театра – становятся в круг вперемежку с ребятами-инвалидами. Под аккомпанемент красивой лирической музыки они кружатся, кувыркаются, сходятся каким-то невероятно причудливым образом в пары и стремительно разбегаются в разные стороны, чтобы через мгновение соединиться вновь. Мешки радужных цветов, символизирующих семь чакр человека, то нагромождаются друг на друга, то растаскиваются.
Владимир объясняет выбор названия: в прямом значении слово «иноходец» обозначает иной, «неправильный» бег лошади. Нормальное передвижение – это когда животное на бегу последовательно переставляет ноги по диагонали. Двигаясь иноходью, лошадь переставляет одновременно ноги с одной стороны. Наезднику на иноходце очень комфортно: он не ощущает ни рывков, ни толчков, только ровное покачивание из стороны в сторону. Казалось бы: научи всех лошадей бегать «неправильно», и всем будет от этого только лучше. Однако если животное начинают обучать двигаться по-другому искусственно, оно очень часто ломает себе ноги и в конечном итоге умирает. Чрезвычайно редко иноходь бывает у лошадей врожденной, поэтому-то эти лошадки так ценны.
Название спектакля «Иноходец» – аллегория. По замыслу режиссера оно несет глубокий философский смысл. Артисты театра «PROдвижение» не просто «движутся» не так, как большинство обычных людей, у них другой образ жизни, иное мировоззрение. «Иноходцами» здесь являются все: и ребята-инвалиды, и основной состав театра. Первые в силу своих физических возможностей, вторые – из-за высокой нравственности, позволяющей видеть в инвалидах личностей.
– Наше общество, к сожалению, еще не готово воспринимать инвалидов на равных, – рассуждает режиссер. – Или начинают жалеть, или отторгают. Помните, какой резонанс вызвало выступление на «Минуте славы» артиста без ноги? Во всем мире люди с ограниченными возможностями воспринимаются абсолютно нормально. Они учатся, работают, живут полноценно. А у нас на них или показывают пальцем, или проводят для них отдельные конкурсы, чтобы не портить эстетическое восприятие. В нашем театре, например, спектакли проходят каждую субботу. Знаете, сколько раз я слышал: давай, я куплю билет, но на представление не приду. Это зрелище не для меня! Они нам руку дают, а мы вроде бы и хотим взять, но боимся.
В едином круге
Ребята с ограниченными возможностями здоровья занимаются в «PROдвижении» с момента открытия. Кастинга для них никогда не было. Узнавали о театре, приходили, смотрели… Кто-то не выдерживал физических нагрузок и уходил, кто-то оставался. Вера Кращук играет в театре уже три года. Кроме нее сегодня в коллективе занимаются еще пятеро ребят-инвалидов: Богдан, Варвара, Олеся, Игорь и Маша. Самый юный – шестилетний Богдан, самая старшая – Мария, ей 31 год. У каждого свой путь на сцену и своя непростая судьба. Театр объединил всех их и помог поверить: нет ничего невозможного!
Владимир и Вера, например, познакомились, когда вместе снимались в фильме «Сломанная кукла». Пронзительная получасовая документальная картина, рассказывающая о непростой судьбе ребенка, страдающего тяжелой формой детского церебрального паралича, получила не только всероссийское признание – завоевала победу на всероссийском кинофестивале «Дитя Вселенной», но и специальную награду «Герой фестиваля» в одной из главных киностолиц мира – Каннах – на X Молодежном фестивале искусств России и Франции. По сюжету больная девочка мечтает танцевать, и мама на свой страх и риск приводит дочь к хореографу. Начинаются долгие занятия. А в финале «кукла» блистает на сцене. После того как кинолента была снята, произошло настоящее чудо – у Веры появилась подвижность правой руки, она самостоятельно научилась вставать и переворачиваться. А еще начала говорить, хотя раньше с трудом выговаривала только отдельные звуки.
– Проект стал настоящим стимулом для дочери, – подтверждает мама девочки Любовь Кращук. – После того, как фильм сняли, Владимир предложил продолжить сотрудничество, и мы с удовольствием согласились. Как бы ни было трудно, ни разу не пропустили ни одного занятия! Ни плохое самочувствие, ни погода не могут помешать нам с дочерью дважды в неделю приезжать на репетиции.
Отдыхающая в соседнем кресле Мария Рыжкова согласно кивает: «И мне. Я тоже стараюсь не пропускать занятия!» Девушка рассказала, что начала артистическую карьеру немногим позже, чем Вера. До того, как прийти в театр танца, она успела окончить школу-интернат, найти работу, что было из-за ДЦП совсем не просто, но очень необходимо: Маша – единственная кормилица в семье, на ее плечах – парализованная мама. Несмотря на огромную нагрузку и занятость, девушка смогла совместить работу с учебой и в прошлом году получила диплом Иркутского государственного университета путей сообщения.
– Это занятия в театре помогли мне поверить в себя, – уверена Маша. – Мне теперь легче общаться с другими людьми, к тому же я стала себя лучше чувствовать физически. Начала даже заниматься иппотерапией, теперь участвую в соревнованиях, ведь растяжка, которую я получаю здесь, помогает мне лучше держаться в седле. Наконец, наши репетиции и выступления – одно удовольствие: мы постоянно ездим на гастроли, бываем в других городах. Раньше я об этом могла только мечтать!
– И моя дочь стала гораздо раскрепощеннее и жизнерадостнее, – поддерживает разговор Нина Чудновская. – У Олеси врожденный гипотиреоз тяжелой степени, на фоне которого развилось отставание в развитии. То, что ребенок родился без щитовидной железы, выяснили поздно – в восемь месяцев, когда началась гипоксия мозга. Когда дочь росла, ее не брали ни в детский сад, ни в школу. Мы занимались с ней самостоятельно дома, после переехали в Саянск, там отличный реабилитационный центр. В Иркутске случайно удалось поступить в профессиональное училище на Володарского, где Олеся получила профессию овощевода. Сейчас дочь работает в реабилитационном центре «Талисман» воспитателем на волонтерской основе, ведь официально трудоустроить ее не могут. Помогает одевать ребятишек, кормит их, играет, гуляет… Конечно, это общение, но общение с такими же, как она, инвалидами. Здесь, в театре, Олеся чувствует себя полноценным человеком, с которым можно дружить и любить, невзирая на ее «особенность». Я-то ее балую, а здесь ответственность, обязательность.
Короткий перерыв подходит к концу. Ребята вновь выстраиваются кругом, и начинается танец. Неожиданно к ним присоединяется Олесина мама.
– Хочу понять, чем занимается моя дочь, и прочувствовать, что это такое, – объясняет она. – Простые танцы мне понятны: в них есть определенный рисунок, ты его разучиваешь, потом танцуешь, здесь же все вообще принципиально другое – полная импровизация.
Артисты работают с полной отдачей. Впереди у них период гастролей. На этой неделе театр уезжает в Красноярск на конкурс «Дети, рожденные солнцем», потом в Улан-Удэ на благотворительный концерт, позже будет кинофестиваль в Ханты-Мансийске. Везде надо выступить достойно, ведь они уже заявили о себе в Москве как профессионалы высокого класса.
– Не трудно вам при таком плотном графике? – интересуемся у Любови Кращук.
– Да уж, нелегко. Не успеваем даже нормально выспаться. Зато как интересно! А еще, знаете, наш театр помогает сбываться мечтам. Моя Вера, например, всю жизнь хотела специальный велосипед, для детей с ДЦП. Мы перед Новым годом съездили на фестиваль, и там подарили сертификат, на который мы его купили!
– А я мечтала сфотографироваться с Егором Дружининым, и это тоже сбылось, – хвалится Олеся. – А еще, представляете, он взял у меня автограф – как у будущей знаменитой артистки.