Живет такая деревня

Старинная Балаганка в Усть-Удинском районе – одно из немногих сел, которого не коснулось затопление, начавшееся после строительства Братской ГЭС. Здесь сохранились старопахотные земли и прежний уклад жизни. В Балаганке, как и других уголках Иркутской области, живут неравнодушные люди, которые работают, растят детей и верят в будущее, несмотря на трудности.

300-летняя история

В день нашего приезда Балаганка плыла по большой весенней воде. В лужах купались пережившие зиму воробьи. Весна – это всегда новые надежды, кому и сколько бы лет ни исполнилось…

Балаганка – село с 300-летней историей, начавшееся в 1710 году с небольшой деревушки. Архивы свидетельствуют – спустя полтора века здесь имелся «сельский экономический магазин, анатомический ледник и 52 жилых строения».

Издревле на месте нынешней Балаганки жили буряты и татары. Русские на эти земли пришли чуть позже. Это были ссыльные Рогов и Константинов. Из летописи села: «Родоначальник династии пришел в деревню в кандалах, женился на коренной бурятке и цепи снял только после рождения третьего сына. Потомки кандальника резко пошли в гору: Егор и Андрей стали зажиточными крестьянами-меценатами, на собственные деньги построившие в Балаганке церковь. Во времена коллективизации их раскулачили, отобрав 120 голов крупного рогатого скота и растащив на телегах много добра с их дворов».

В годы затопления Братского водохранилища в Балаганку перебирались жители сел Абалак, Распутино, Горячкино. Село разрослось и сейчас насчитывает 134 подворья, в которых живут 510 жителей.

IMG_2820_resize

Вся история Балаганки неразрывно связана с судьбой страны, области. Переживала взлеты страна – переживала и Балаганка.

Сегодня проблемы муниципалитета, наверное, как и у всех – плохие дороги, скудный бюджет, отсутствие транспорта и связи. И пусть жизнь на селе не бьет ключом, но и не стоит на месте.

Глава Балаганкинского сельского поселения Ольга Шарапова рассказывает, что местный бюджет составляет 3,6 млн рублей. Собственных доходов почти нет. Скромные 140 тыс. рублей земельного налога погоды не делают.

В селе нет ни одного брошенного дома. Летом Балаганка прирастает отпускниками. При этом транспортные проблемы никуда не делись – межпоселковый автобус ходит три раза в неделю.

Давно идут разговоры о том, что Балаганка войдет в состав муниципального образования Юголок. Местные жители не знают точно – хорошо это или плохо. Скорее плохо. По крайней мере, часть субсидий у Балаганкинского муниципалитета уже убрали.

Школа, где учился Распутин

Любое село живет детским садом и школой. Уютное внутри и очень старое снаружи здание дошкольного учреждения посещают 13 малышей. Детсаду – 45 лет. Построенный местным совхозом, он ни разу капитально не ремонтировался.

Завхоз Людмила Замаратская – сама из бывших воспитанниц.

– Мы все здесь выросли, – улыбается она, – теперь дочка моя Аня сюда ходит. Ремонт детсаду нужен, видите?

IMG_2780_resize

Пока же на косметические ремонты привычно скидываются сами родители. В здании детсада занимаются и ребятишки из основной школы – сказывается нехватка мест.

Школа – одна из достопримечательностей Балаганки. Она состоит из нескольких строений, которые перевезли из разных мест в пору затопления.

Одно из зданий приехало из села Оброк. Дом, где расположен спортзал, привезли из Абалака, здание учительской – старая школа из Аталанки, где в начальных классах обучался писатель Валентин Распутин. В его раннем рассказе о подростках военного времени «Мы с Димкой» – события происходят как раз в этой школе. «Война еще шла, а мы с Димкой уже знали, что победа будет за нами. Поэтому 1 сентября 1943 года мы с ним пошли в школу, а не сбежали на фронт»…

Директор Балаганкинской школы Екатерина Бутакова рассказывает, что в конце XIX века школу построил крестьянин Егор Рогов сотоварищи и лично внес первые 10 рублей на благое дело. Потомки Роговых до сих пор здравствуют в Балаганке и тоже учились в школе, которую строил предок.

IMG_2821_resize– Когда пол перебирали при ремонте, под ним нашли слеги, – рассказывает Екатерина Бутакова. Пронумеровали мы их и сложили обратно. Умели строить в старину!

Новой школы село так и не дождалось. Не случайно в прошлом году методом народной стройки началось строительство нового корпуса и спортивного зала. Помогают предприниматели, местные жители, все неравнодушные люди.

Глава администрации Ольга Шарапова уверена – новый спортзал будет сдан до 1 октября. Кстати, ученики Балаганкинской школы не раз становились победителями всевозможных районных конкурсов. Так же, как и учителя.

Например, педагоги начальных классов Наталья Барахтенко и Наталья Замарацкая недавно стали победителями районного конкурса «Лучший цифровой образовательный ресурс».

Школа и детский сад будут всегда востребованы – уверены власти и педагоги. Потихоньку выправляется демография – в 2015 году в селе родилось семь детей, в 2016 году – уже восемь…

Балаганка читающая

Еще одна примета всякого села – оно живо, покуда жива сельская библиотека.

Библиотекарь Евгения Окорокова – красавица с рыжими волосами, словно сошедшая со страниц книг писателя Куприна. Училась в Иркутске, блистала среди ровесников, а вернулась в родную Балаганку. И ни дня не жалела о своем выборе.

– Здесь мое место. Я к городу долго привыкала, но так и не привыкла. Мне тут хорошо. Спокойно. Живет же такая деревня, и все свои вокруг… Папа меня звал к себе в Урик, поближе к Иркутску переехать, да не согласилась я, – улыбается Женя.

IMG_2901_resize

Сегодня у нее есть муж Сергей и двое детей. И огромная любовь к своему делу. Да и как не радоваться делам рук своих, если вся Балаганка от мала до велика – читает?

С начала года у Жени уже 86 читателей. Молодые читают все больше о любви, пожилые предпочитают исторические романы. Пенсионерам и инвалидам Женя носит книги на дом. Ей не в тягость, потому что односельчане книгоношу встречают как самого желанного гостя.

Ни один сельский праздник не обходится без участия библиотеки. И все бы ничего, но…

– Тяжело с обновлением библиотечного фонда, – грустно улыбается Евгения Окорокова. – В 2014 году около 100 книг поступило, а в 2016-м – всего 35. Этого мало. Не хватает детской литературы, новинок, конечно.

Она сама терпеливо реставрирует потрепанные издания, проводит с читателями диспуты о книгах и авторах. Сейчас в библиотеке готовится к открытию обновленный стенд книг земляка Валентина Распутина, чей 80-летний юбилей широко отмечается по всей России…

Медали бабы Геры

Ветеранов Великой Отечественной войны в Балаганке больше нет. Зато проживают пять тружеников тыла.

Гера Трофимовна Богданова – одна из старейших жителей села. 25 августа баба Гера отметит 89 лет. В своем доме – небольшом и небогатом, она вырастила шестерых детей.

IMG_2865_resizeХуденькая, спокойная и доброжелательная баба Гера нежданным гостям искренне рада. Рядом ее 77-летний супруг.

– Родилась в этом доме, выросла, изработалась, состарилась, – перечисляет хозяйка.

Она вспоминает прошлое, и лицо бабы Геры светлеет.

На заре советской власти Балаганка, насчитывающая 60 дворов, стала одной из первых окрестных коммун.

– В коммуне было 30 коров и четыре доярки. С этого и начиналось сельское хозяйство, – рассказывает ветеран.

Особняком в ее памяти стоит Великая Отечественная война. В июне 1941 года смышленая Гера работала на тракторе прицепщиком.

– Вернулись мы с поля, а в деревне суета, беготня, бабы воют. Мужиков 40 человек сразу на фронт забрали, обратно мало вернулось…

Всю войну работала Гера Богданова там, где скажут. В свободное время она, как и миллионы других подростков, помогала фронту. Балаганкинские ребятишки сушили для солдат картошку, толкли табак. А школьница Гера сшила для бойцов Красной армии 50 кисетов.

Годы затопления усть-удинских деревень она вспоминает так, словно это было вчера.

– Перед затоплением мужики приехали к нам с соседних деревень – с Распутина, Абалака, Тушмино. Стали деревья валить, дома править. Дома тогда в Балаганке друг от друга далеко стояли. Мужики начали пустые места заполнять. Народу много в деревне стало, начали строить свинарник, птичник. Я тоже много работала, на конной молотилке снопы вязала…

Еще баба Гера вспоминает праздники прошлых лет:

– Раньше весело было – гармонистов в деревне было много, балалаечников. Хлеб отсеивала деревня, отжинки устраивала – праздник деревенский. Мы все пели, плясали, саламат варили…

Гера Трофимовна, не торопясь, надевает праздничный пиджак, где медали «За освоение целины» соседствуют с медалями за материнство…

Бабушка-мама

63-летняя Мария Распутина – тоже из многодетных мам. У нее четверо своих детей и трое опекаемых. С мамой живет сегодня 18-летний сын Казимир. Трое опекаемых детей – Люда, Дима и Вова приходятся Марии Михайловне родными внуками. Второе материнство, можно сказать…

IMG_2910_resizeПрошлое у брошенных внуков Распутиных печально, как книга с плохим сюжетом. Сиротствовали бы они и дальше, если бы не бабушка.

Сын Марии Игорь женился до армии, по огромной любви. Один за одним родились дети – Люда и Дима.

– Сын на вахту, невестка – погуливать. А потом и вовсе уехала с концами. И он другой семьей обзавелся, – рассказывает Мария.

Ненужную троицу деток мамаша, не дрогнув, сдала в детский дом. Бабушка, узнав об этом, лишилась сна и покоя. И, недолго думая, решила забрать кровинок к себе. Оформила опеку. Не старая еще, справлюсь, решила Мария…

Полтора года она живет одна. Муж испугался трудностей, опять же новая любовь с мужиком приключилась…

– Счастлив супруг-то?

– Счастлив, – беспечно машет рукой Мария. – Пьет каждый день.

Супруг уехал к возлюбленной в областной центр и поставил крест на всех, даже на младшем сыне Казимире, что уж совсем обидно.

– Я себя съела и не подавилась, – вдыхает Мария. – Год тосковала, а потом сказала – хватит уже! Как в той песне поется? «И чем постылого костить, я буду деточек растить…»

Бабушка помогает внукам чем может, приучает к труду и не жалеет для них самый сладкий кусочек. Особенно Люду обучает всем женским премудростям. Девочка после приюта и посуду помыть не умела… Мария 30 лет в местном детском саду отработала, так что педагогического таланта ей не занимать.

И потихоньку все становится на свои места. Потому что появился у Марии смысл жизни…