По следам депутатских запросов
На заседании Комитета по собственности и экономической политике ЗС под председательством Ольги Носенко рассмотрено исполнение депутатских запросов, направленных в адрес губернатора и председателя областного правительства.
Дворец спорта: быть или не быть?
Темой депутатского запроса вице-спикера ЗС Кузьмы Алдарова и депутатов Аполлона Иванова и Николая Труфанова стало строительство Дома спорта в поселке Усть-Ордынский. Начатое 15 лет назад, оно было заморожено на неопределенный срок. В 2006 году спортивный комплекс был включен в список объектов, предусмотренных к вводу указом президента, но за десять минувших лет ничего не изменилось: комплекс застрял на 17% готовности. Намерено ли правительство, спрашивают депутаты, принять меры по достройке брошенного объекта?
Как сообщил заместитель областного министра строительства и дорожного хозяйства Иван Хомутинников, достраивание Дома спорта в первоначальном варианте признано нецелесообразным. Во-первых, нет потребности в столь масштабном спортивном объекте, а во-вторых, его содержание обойдется поселку очень дорого. Поэтому принято решение заменить его более экономичным проектом универсального спортивного комплекса, который хорошо зарекомендовал себя в поселке Еланцы. Для корректировки проекта выделяются в текущем году финансовые средства в размере 4 млн рублей. Завершить же строительство с помощью федерального бюджета планируется в конце 2019 года.
По мнению депутатов, сносить объект, в который вложено более 100 млн рублей, и начинать на его месте новостройку, как-то не очень рационально. Тем более что конструкции, которые намерены вывезти на свалку, не подверглись коррозии и разрушению и пригодны к дальнейшему использованию. Минстрой же упирает в дороговизну проекта – более 600 млн рублей.
– Да, – согласился Кузьма Алдаров, – объект уникальный, способный стать украшением поселка Усть-Ордынский. Что касается стоимости, то, по мнению экспертов, вполне можно уложиться в 300–350 млн рублей.
Члены комитета оставили этот депутатский запрос на контроле.
Когда самолеты полетят на север?
Депутат Анатолий Дубас поставил перед губернатором вопрос о возобновлении воздушных перевозок в такие северные точки области, как Казачинское, Железногорск-Илимский, Усть-Илимск. «Вот уже на протяжении 10 месяцев областное правительство, – пишет депутат, – не способно восстановить авиасообщения по субсидируемым из областного бюджета местным авиалиниям».
Областное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта ссылается на форс-мажорные обстоятельства. На воздушные суда авиакомпании ПАНХ, осуществлявшей перевозки в северные районы, был наложен арест в связи с невыплатой лизинговых платежей, и с 1 мая 2016 года компания прекратила выполнение субсидируемых перевозок.
Объявленный конкурс на замещение вакантного места перевозчика выиграла авиакомпания ООО «Сибирская легкая авиация» из Магадана. Но приступить к работе помешал протест транспортной прокуратуры. Потом возникла нужда в разработке положения о предоставлении субсидий, потом необходимость в разработке механизма выплаты этих субсидий, потом…в общем, год пролетел.
Нынешний, казалось бы, должен сложиться удачно: три авиакомпании еще в декабре 2016 года подали заявки на выполнение субсидируемых перевозок. Но на экспертизу обоснованности их предложений ушло три месяца. И до сих пор не ясно, когда и какая из авиакомпаний полетит.
Главная причина, по мнению Анатолия Дубаса, кроется в бюрократических барьерах, вставших на пути малой авиации. Он предложил «расчистить дорогу авиакомпаниям», сократив по времени срок прохождения документов по отбору авиаперевозчиков на субсидируемые авиарейсы. Членам комитета тоже было непонятно, почему так долго тянется волынка с авиаперевозками, и ссылка на процедурные вопросы их не устраивает: в любой работе важен результат, а результата как раз и нет. Было решено перенести рассмотрение депутатского запроса на следующее заседание комитета. И обязательно с участием министра жилищной политики, энергетики и транспорта.
– Нам популярно объяснили, почему не сделано, а теперь пусть объяснят, когда будет сделано и что для этого нужно, – сказала Ольга Носенко, завершая обсуждение.
Слово в защиту трамвая
В своем депутатском запросе Сергей Бренюк обратил внимание правительства на катастрофическое состояние городского электротранспорта в городах области. Напомним, что Иркутск с Братском располагают троллейбусными линиями, а Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское и Усть-Илимск – трамвайными маршрутами.
Большая часть подвижного парка и сетей изношена, как пишет депутат, количество маршрутов сокращается. В том же Ангарске из 12 прежних маршрутов действует лишь пять, а из бывших когда-то в наличии почти восьми десятков вагонов ныне на линию выходит не больше двадцати.
Электротранспорт является не только экологически чистым городским транспортом, но и социальным, обеспечивающим льготный проезд для малообеспеченных слоев населения. Без создания областной программы поддержки он, как считает Сергей Бренюк, обречен на медленное умирание.
Начальник отдела организации пассажирских перевозок регионального министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Дмитрий Попов согласился, что нынешнее состояние электротранспорта не самое лучшее. Но в то же время сослался на действующее законодательство, возлагающее полномочия по организации транспортного обслуживания на органы местного самоуправления.
– Мы этим транспортом никогда не занимались, субсидий на его содержание из областного бюджета никогда не выделялось, – пояснил Дмитрий Попов.
Сергей Бренюк в свою очередь уточнил: на органы местного самоуправления городского округа возлагаются только обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг, а не по содержанию и развитию электротранспорта. Поэтому ничто не препятствует разработке областной программы поддержки, в частности, снижению тарифов на электроэнергию.
Не согласна с доводами министерства была и председатель комитета Ольга Носенко, заявившая, что трамваи с троллейбусами – это социальный транспорт. В итоге, гражданам неважно, как разграничены полномочия, кто за что отвечает, им нужно, чтобы транспорт функционировал нормально.
Депутат Эдуард Дикунов предложил увязать эту программу поддержки с партийными проектами по благоустройству городов:
– Там значатся парки, скверы, то есть легкие наших городов. А трамваи с троллейбусами – самый чистый и безопасный транспорт, берегущий эти легкие, создающий культуру городской среды.
Член комитета Геннадий Истомин предложил изучить эту тему основательней и на основе полученных данных продумать механизм оказания помощи.
– Может быть, не один вариант, а несколько. И обязательно провести эту работу совместно с мэрами, именно они должны быть «коренниками».
Депутаты приняли решение – комплексно изучить ситуацию, посвятив ей один из муниципальных часов.