Безопорный университет
17 апреля в Минобрнауки России подвели итоги второго конкурсного отбора программы развития опорных университетов. Конкурсантов оценивал независимый совет, в состав которого вошли представители ректорского сообщества, региональных органов исполнительной власти, представители организаций работодателей. Совет индивидуально рассмотрел 80 заявок, поступивших на конкурс и соответствующих всем необходимым требованиям. Каждая заявка была представлена руководителем претендующей образовательной организации совместно с представителем исполнительной власти субъекта РФ.
По итогам конкурсного отбора были отобраны две группы вузов: восемь с выделением федерального финансирования реализации программы развития и 14 университетов, чьи программы развития будут финансово поддержаны регионом с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств Минобрнауки.
Таким образом, в России определены 33 опорных университета: к 11 действующим добавилось 22 победителя второй конкурсной волны.
– Перед членами Совета стояла задача отобрать лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону, и в ходе работы мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, учитывая детально предлагаемую программу развития каждого университета, а также позицию региона о его актуальности и дальнейшей поддержке, – отметила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. – Перед каждым отобранным вузом ставятся амбициозные задачи стать настоящей опорой региону, обеспечивая его необходимыми кадрами и развивая его образовательный и научный потенциал. Количество поступивших заявок наглядно показывает растущий интерес к программе, и мы, безусловно, продолжим ее дальнейшее развитие.
Сократить и улучшить?
Разговоры о реформе российского высшего образования идут уже давно. В 90-е, на волне коммерциализации образования, количество институтов и университетов росло как на дрожжах. К 2011 году их число достигло 1 115. Престиж высшего образования падал, качество подготовки специалистов становилось хуже. Некоторые заведения открыто торговали своими дипломами направо и налево.
Когда Минобрнауки РФ пришло к выводу, что высших учебных заведений у нас избыточно, началось наступление на «неэффективную» высшую школу. Зашли сразу с нескольких направлений. В 2014 году были расширены контрольные полномочия Рособрнадзора, позволяющие изъять государственную аккредитацию в тех случаях, когда вуз организует образовательный процесс неудовлетворительно, дает некачественное образование или же готовит студентов по специальностям, невостребованным на рынке труда. С сентября 2013 года по февраль 2016-го из реестра лицензий было исключено более 800 вузов и их филиалов.
Одной из целей такой политики стало построение единого образовательного пространства и прозрачности процесса получения знаний. Работа по формированию «федерального государственного образовательного стандарта» была начата еще в 2006 году. С тех пор Министерство науки и высшей школы практически ежегодно требовало от вузов очередной переделки документации, прямо связывая неисполнение требований с угрозой лишения аккредитации. Принятый в декабре 2012 года закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запустил уже третью редакцию ФГОС. Теоретически образовательные стандарты должны «вытянуть» программы провинциальных и столичных вузов примерно на один уровень, однако на местах ФОГСы превратились в сизифов труд по постоянной переделке рабочих программ, аннотаций дисциплин, карт компетенций и фондов оценочных средств.
Исследовательские, федеральные, опорные…
В 2006 году в соответствии с национальным проектом «Поддержка ведущих российских вузов» было продекларировано создание национальных исследовательских университетов, которые должны обеспечить кадрами решение задач приоритетного отраслевого развития и сеть федеральных университетов, которые рассматривались как инструмент социально- экономического развития регионов в составе федеральных округов. В период 2006–2012 годов было создано 10 федеральных и 27 национальных исследовательских университетов. К последним, кстати, был причислен Иркутский государственный технический университет. За 2012–2016 годы в целях развития высшей школы были реализованы три программы – собственно «Программа стратегического развития» (55 вузов в 43 субъектах с объемом финансирования 14,1 млрд рублей), «Кадры для регионов» (14 вузов в 14 субъектах, 1 млрд) и «Кадры для ОПК» (77 вузов, 46 субъектов, 1,2 млрд). К сожалению, в эти проекты Иркутский государственный университет не попал.
В 2012 году стартовала госпрограмма поддержки крупнейших российских вузов под названием «Проект 5–100». Ее задача – вывести не менее пяти российских университетов в сотню лучших вузов мировых рейтингов. Для участия в программе на конкурсной основе был отобран 21 вуз. Иркутского университета в этой программе тоже нет.
В октябре 2015 года было объявлено о проведении еще одного конкурса. На этот раз – на финансовое обеспечение программ вузов за счет средств федерального бюджета. Заместителем министра образования и науки было подписано Положение о порядке проведения конкурсного отбора, в котором впервые появился термин «опорный университет».
Что же такое опорный университет? Законодательно его статус никак не оформлен. В соответствии с положением участники конкурса должны были представить проекты пятилетних программ развития, соответствующие целому ряду требований, включая наличие обязательств по софинансированию в объеме не менее 20% федеральной субсидии. Программа должна включать мероприятия по модернизации образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, развитию кадрового потенциала, модернизации системы управления университетом и так далее, вплоть до обязательств по развитию местных сообществ, городской и региональной среды. Победители в течение первых трех лет получат до 200 млн рублей в год, потом два года учебные заведения будут финансировать выполнение программ самостоятельно.
Конкурсы на финансовое обеспечение программ развития опорных университетов планировалось проводить в три волны: первая – 11 вузов (2016– 2020), вторая – 20 вузов (2017–2021) и третья – 30 вузов (2018–2022). Из документов Минобразования и науки следует, что в сети так называемых опорных университетов к 2022 году будет обучаться примерно 25% российских студентов, из них 40% магистрантов; объем НИОКР на одного научно-педагогического работника должен быть в два раза выше, чем в среднем по системе, а объем публикационной активности – выше в 3,5 раза.
Тактика выжидания
В первом этапе конкурса наиболее активно приняли участие Волгоградская, Костромская, Орловская, Ростовская и Самарская области. Иркутская область в конкурсе участие не принимала. Интересно, почему? Ведь на совете ректоров в декабре 2015 года руководство ИГУ представлял профессор Александр Шмидт, который заявил о том, что в программе опорных университетов участвовать важно и нужно, причем представлять регион должен именно госуниверситет. Из остальных высших учебных заведений ИРНИТУ на статус опорного претендовать не мог, поскольку уже имел статус «национального исследовательского университета», ИГМУ, ИрГУПС, Аграрный университет и Восточно-Сибирский институт МВД – ведомственные, а институт иностранных языков на этот период был филиалом Московского государственного лингвистического университета. Байкальский государственный университет тогда свои планы на участие в конкурсе опорных вузов вообще никак публично не обозначал.
Почему ректоры иркутских вузов заняли острожную позицию? Возможно, их настораживал весьма небольшой уровень обещанной господдержки – всего 200 млн рублей в год. Для сравнения, годовой бюджет ИГУ составляет порядка 2 млрд рублей. На том этапе риторика Минобразования и науки была весьма сдержанной, и конкурс на опорный университет еще не воспринимался как некий билет в будущее. «Стоило ли подниматься со стула, если приз невелик?» – так, возможно, думали многие.
Но почему госуниверситет не стал готовить заявку самостоятельно? В это время в ИГУ шел процесс объединения с Восточно-Сибирской государственной академией образования. Несмотря на то что основные организационные и кадровые решения были уже приняты, унификация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС была в разгаре, и, похоже, в вузе понимали, что просто не успевают подготовить качественную заявку.
Ко второму этапу ситуация в высшей школе несколько изменилась. Еще на старте конкурса звучало обязательство государства увеличить в избранных вузах количество бюджетных мест для абитуриентов и иностранных студентов, ко второму этапу стало совершенно ясно, что это произойдет за счет сокращения бюджетного набора в неопорных вузах. В вузовской среде начали циркулировать очень похожие на правду слухи о том, что в вузах, которые не смогут стать опорными, будут прекращать полномочия диссертационных советов, и, по сути, учебные заведения превратятся в колледжи – с соответствующими изменениями в зарплате преподавателей и так далее. На местах проект создания опорных университетов стал восприниматься как план ликвидации других учреждений высшего образования.
Это есть наш последний и решительный бой…
Когда начался второй этап, на 11 конкурсных мест было подано 86 заявок. Программа развития, подготовленная Иркутским государственным университетом для участия во втором этапе конкурса, предусматривала комплексную модернизацию системы педобразования, формирование научно-образовательной инфраструктуры вокруг Байкала, превращающей уникальное озеро в объект и инструмент исследований мирового уровня.
По условиям конкурса, кроме того, в программе должны быть отражены модернизация образовательной, научно-исследовательской деятельности и системы управления, расширение материально-технической базы. Мало того, программа не только должна носить конкретный и прикладной характер, но она еще и должна позитивно повлиять на социально-экономическое развитие региона.
Соответствует ли программа ИГУ этим требованиям, должен был решать экспертный совет. Его состав чиновники Минобразования держат в секрете, чтобы исключить фактор коррупции и моральное давление на экспертов.
Единым фронтом
По условиям конкурса проект Программы развития опорного университета на пять лет должен быть согласован с администрацией региона, и к нему должно прилагаться письмо поддержки от администрации субъекта РФ.
Поначалу в Иркутской области началась кулуарная дискуссия, кого поддержать – Иркутский государственный университет или Байкальский университет. Участие ИГУ в конкурсе поддержали губернатор Иркутской области Сергей Левченко, Иркутский научный центр СО РАН, мэр Иркутска Дмитрий Бердников и депутаты Заксобрания региона. По сообщению пресс-службы правительства, губернатор подписал письмо на имя министра образования и науки РФ Ольги Васильевой в поддержку ИГУ для участия в конкурсе на создание опорного вуза.
«Правительство Иркутской области, научное и педагогическое сообщество региона выражают поддержку участию федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» в конкурсном отборе образовательных организаций высшего образования на финансирование программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета», – говорится в обращении.
«Прошу Вас, уважаемая Ольга Юрьевна, поддержать заявку старейшего университета Сибири в конкурсном отборе опорных вузов. Убежден в том, что реализация программы развития университета будет существенным вкладом в социально-экономическое развитие Байкальского региона», – подчеркнул в письме губернатор.
Кроме того, он направил министру образования и науки РФ Ольге Васильевой телеграмму следующего содержания: «Уважаемая Ольга Васильевна! Обращаюсь к Вам с просьбой отнестись с особым вниманием к рассмотрению заявки о включении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» в число образовательных организаций высшего образования на финансирование программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета. Эта инициатива нашла всестороннюю поддержку у правительства Иркутской области, научного и педагогического сообщества, жителей региона.
Правительство Иркутской области, я лично, готовы оказывать всемерную помощь и поддержку в развитии университета, реализации перспективных планов и программ. Еще раз прошу Вас принять участие в согласовании нашей заявки на включение ИГУ в список опорных вузов Российской Федерации. Надеюсь на Вашу поддержку и содействие в решении столь важного для региона вопроса».
Алло, мы ищем крайнего…
Итог известен – ИГУ в конкурсе на финансирование опорных университетов проиграл другим университетам. Ректор Александр Аргучинцев в своем блоге на сайте ИГУ сразу же нашел виновного: он считает, что для победы в конкурсе не хватило поддержки со стороны областных властей. «Основная причина, – написал ректор, – озвученная в неофициальных разговорах, заключается в отсутствии явной поддержки со стороны руководства региона, которая должна быть выражена в очных встречах с руководством Минобрнауки и гарантиях софинансирования со стороны региона. Дело даже не в деньгах. ИГУ нашел внешнее и внутреннее софинансирование на очень приличную сумму. Сам факт софинансирования со стороны региона или хотя бы подтвержденное на высшем региональном уровне намерение о софинансировании свидетельствует, по мнению руководства Министерства, о серьезном отношении руководства региона к конкурсу. Простых писем поддержки (как и телеграмм) недостаточно, так как иначе заявки просто не допускаются к конкурсу. Конечно же, мною своевременно было поставлено об этом в известность руководство региона.
Находясь прошлую неделю в Москве, наблюдал непрерывный поток делегаций ряда глав регионов к Министру. В частности, на официальном сайте Минобрнауки России размещена информация о встречах министра за последние 10 дней с руководством Республики Алтай, Карачаево-Черкесской республики, Республики Башкортостан, Республики Хакасия, Вологодской области, Калининградской области».
Ситуация просто удивительная. Минобразования проводит конкурс с четкими и прозрачными условиями, но ректор вуза уверен, что гарантией победы его конкурентов стали не столько прорывные программы развития, сколько личные встречи губернаторов с министром образования Ольгой Васильевой – которых, строго говоря, в Положении о конкурсе вообще не предусмотрено. Можно, конечно, предположить, что так в Минобразовании заведено исстари – без поклона в ножки нет и финансирования, но звучит это как-то неубедительно. Отсюда до обвинений министра образования в самоуправстве и коррупции один шаг…
В правительстве Иркутской области заявление Аргучинцева вызвало недоумение. Как заявил первый заместитель губернатора Прибайкалья Владимир Дорофеев, правительство Иркутской области оказало максимальную поддержку ИГУ в конкурсе на создание опорного вуза:
– Решение о том, станет вуз опорным или нет, принимают не министр и не глава региона, а конкурсная комиссия, которая оценивает заявку вуза по установленным требованиям. Участие руководителей регионов там не прописано. Кроме того, со своей стороны, подготовили все необходимые документы, которые были отправлены на конкурс вместе с заявкой. Я удивлен публичными высказываниями ректора ИГУ.
С другой стороны, в высказываниях ректора ИГУ нет ничего странного. Напомним, что полномочия Александра Аргучинова закачиваются 5 декабря 2017 года. Уже в августе-сентябре будет запущена процедура переназначения главы вуза. Поражение в конкурсе на статус опорного университета – это громкий провал и серьезный удар по репутации. В такой ситуации грех не поискать виновных за пределами вуза. В 2018 году стартует третья, и последняя, волна конкурса на определение опорных университетов. За оставшееся время необходимо не заниматься поисками виновных, а консолидировать усилия по подготовке сильной, конкурентоспособной программы развития. Это – в первую очередь внутренняя, университетская задача. Что же касается лоббирования интересов госуниверситета силами регионального сообщества, – голословными политизированными обвинениями здесь ничего не решить. Решение – в налаживании конструктивного диалога со всеми ветвями региональной власти.