Расчехляем ружья
В Иркутской области открыт весенний сезон охоты
В Приангарье начался сезон весенней охоты. Первыми на таежные тропы вышли охотники на бурого медведя. Промысел этого зверя разрешен на всей территории региона со 2 апреля по 31 мая. А вот тем, кто собирается охотиться на пернатую дичь, придется подождать. В центральных районах добыча начнется с 29 апреля, а в северных и западных – с 6 мая. При этом всем, кто берет в руки ружье, нужно помнить, что срок весенней охоты не превышает 10 дней.
Специалисты объясняют установленные рамки сезонного промысла заботой о бережном использовании охотничьих ресурсов. При определении сроков учитывается экологическая обстановка, климатические условия различных районов. Позже всех весна приходит в северные территории, а следовательно и добыча пернатой дичи сдвигается по календарю почти на неделю. В то время как охотники Куйтунского, Тайшетского, Нижнеудинского районов уже зачехляют свое оружие, в Бодайбинском, Катангском, Мамско-Чуйском районах только начинаются первые выстрелы.
Для того чтобы получить разрешение на добычу, охотники должны обратиться в службу по охране животного мира, представители которой есть в каждом муниципальном образовании.
– Визит к нашим сотрудникам – не пустая формальность, – говорит начальник отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира службы Степан Пересыпкин. – Они проверяют наличие прав на использование оружия, разъясняют правила пребывания в лесу во время пожароопасного периода.
Кроме представителей государственного ведомства, оформить законное пребывание в лесу с ружьем можно в охотничьих угодьях, закрепленных за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Они предлагают услуги по организации ночлега, утренней или вечерней охоты, помогают найти наиболее подходящее место для промысла. В этом случае охотничьи трофеи обойдутся несколько дороже, но и вероятность удачных выстрелов намного больше.
– В Приангарье насчитывается более 100 охотничьих хозяйств, – продолжает Степан Пересыпкин. – Кроме организации промысла с соблюдением всех требований, они заботятся о сохранении животного мира, проводят мониторинг численности животных, выясняют пути миграции. Эта деятельность играет важную роль для оценки и сбережения охотничьих ресурсов.
Но где бы ни было получено разрешение, ответственность за нарушение сроков и правил охоты остается одинаковой для всех участников. Промысел запрещается на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, подвиды и популяции, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Иркутской области, на особей бурого медведя в возрасте менее одного года и самок с медвежатами. За нарушение – административный штраф, размер которого составляет от 500 до 4 тыс. рублей, либо лишение права охоты на срок до одного года.
Несмотря на эти достаточно строгие меры, уровень браконьерства в Иркутской области остается высоким. Причем среди нарушителей правил охоты чаще встречаются не «заезжие» любители промысла из числа городских охотников, а жители сел и деревень, которые относятся к таежному промыслу как к источнику семейного дохода. По количеству выявленных нарушений наш регион занимает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе. С одной стороны, это свидетельствует об активности службы по охране животного мира, с другой – служит сигналом к усилению борьбы с браконьерством.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. С прошлого года право осуществлять производственно-охотничий надзор предоставлено сотрудникам охотничьих хозяйств, прошедшим соответствующую подготовку. В пределах своих территорий они могут остановить транспорт, на котором передвигаются охотники, проверить документы, произвести личный досмотр.
Такие рейды эффективны, но они не отменяют необходимости увеличения числа охотничьих инспекторов, на каждого из которых сегодня приходится 1,5 млн гектаров промысловых угодий. Где уж тут уследить за всеми, кто пренебрегает правилами цивилизованного отношения к охотничьим ресурсам и природе в целом. Нужны изменения в законодательстве, устанавливающие, что право собственности на охотничью продукцию должно подтверждаться разрешением на ее добычу. Это позволит существенно ограничить незаконный оборот таежных трофеев.
В числе других мер, которые будут способствовать сохранению охотничьих ресурсов, Степан Пересыпкин назвал сокращение численности волков. Сегодня в лесах Иркутской области их обитает втрое больше, чем необходимо для биологического равновесия. Кроме того, волки наносят большой ущерб сельским жителям, нападая на домашний скот. Для борьбы с серыми хищниками решено привлечь опытных промысловиков, которые будут получать за это определенное вознаграждение. В 2017 году из областного бюджета на эти цели выделено 3 млн рублей, размер премии за каждого добытого волка еще предстоит установить.
Мнение: Охотники могут остаться без трофеев
Светлана Цуканова, председатель правления Иркутского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов:
– Наша организация объединяет 38 охотничьих коллективов, в которых состоят более 700 человек. В основном это жители сел и деревень Иркутского района, люди опытные, с большим промысловым стажем. Несмотря на это, каждый год перед началом весенней охоты мы проводим с ними встречи, инструктируем, напоминаем о требованиях, которые надо соблюдать, находясь в лесу. Особое внимание – противопожарной безопасности.
В Иркутском районе охота ведется на площади более 220 тыс. гектаров. Территория разбита на участки, которые находятся в ведении егерей. Егерь – главный помощник охотника. Он всегда найдет место, где токуют глухари, водоем, на котором больше всего гусей или уток. Но и спрос за соблюдение правил охоты со стороны егеря строгий. Это хорошо знают охотники и всегда с уважением относятся к любым замечаниям.
Другое дело, что за последнее время условия для промысла серьезно изменились. И не в лучшую сторону. Массовые, плохо контролируемые вырубки леса привели к тому, что практически не осталось сосняков, которые являются излюбленным местом обитания глухарей, тетеревов. А ведь Иркутский район находится в непосредственной близости от областного центра, очень удобен для городских охотников. Если мы всерьез не задумаемся о восстановлении природной среды в местах обитания птиц, охотники вовсе останутся без трофеев.