Областной парламент: итоги апрельской сессии
В ходе 49-й сессии Законодательного Собрания под председательством спикера Сергея Брилки областные парламентарии рассмотрели 48 вопросов, из них более десятка законодательных актов.
Штат депутатов заполнен
Открывая сессию, Сергей Брилка вручил удостоверения депутатам Законодательного Собрания Иркутской области Антону Красноштанову и Александру Дубровину, избранным в областной парламент 26 марта в ходе дополнительных выборов в ЗС. И тот, и другой изъявили желание работать в комитете по госстроительству области и местном самоуправлении под руководством Бориса Алексеева.
Сергей Брилка вручил также награды и ценные призы победителям областного конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования. Среди дум городских округов лидировала дума города Иркутска, на втором месте – дума Усть-Илимска, на третьем – дума Ангарского городского округа. Среди представительных органов муниципальных районов первое место заняла дума Иркутского района, второе место – дума Усть-Удинского района, третье место – дума города Бодайбо и района. Среди городских поселений лучшей признана работа думы Рудногорского МО, на втором месте – дума Белореченского МО, на третьем – дума Вихоревского МО. Первое место среди сельских поселений отдано думе МО «Майск», второе место – думе Оекского МО, а третье – думе МО «Первомайское».
Непростая поправка в устав
Изменения в Устав области, предложенные 16 депутатами, включая спикера и трех его заместителей, должны были рассматриваться еще на мартовской сессии, но по просьбе правительства была перенесена на апрельскую сессию.
Предложение депутатов сводится к изменению порядка назначения дополнительных мер соцподдержки отдельным категориям граждан. В настоящее время – это прерогатива губернатора и правительства. Виды и размеры социальных выплат регламентируются 32 законами, 25 постановлениями правительства и одним приказом областного минздрава. По мнению депутатов, меры соцподдержки, связанные с немалыми расходами областного бюджета, должны устанавливаться не кулуарно, а с помощью всестороннего публичного обсуждения и только в форме законов.
Один из главных апологетов изменения уставной нормы, вице-спикер ЗС Андрей Лабыгин заявил: «Нормативно-правовые акты, принимаемые правительством региона или губернатором, не согласовываются с Законодательным Собранием, и зачастую депутаты узнают о них накануне принятия бюджетных обязательств, что, естественно, не способствует рачительному расходованию бюджета».
Губернатор области Сергей Левченко не поддержал концепцию законопроекта, углядев в попытке передать право установления дополнительных мер соцподдержки законодательному органу, в нарушение принципа разделения властей. К тому же, как заметил полномочный представитель губернатора в ЗС Роман Буянов, губернатор, лишенный возможности издавать нормативно-правовые акты о материальном вспомоществовании в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений и т.д.), не сможет оперативно контролировать ситуацию.
Как выяснилось, депутаты не замахиваются на право губернатора распоряжаться резервным фондом, специально предназначенным для ЧС, и он вправе выделять необходимую материальную помощь.
Любопытно, что два компетентных правовых органа: областная прокуратура и Управление Минюста РФ по Иркутской области по-разному оценили вносимые в Устав области изменения. Прокуратура, ссылаясь на Конституцию РФ, поддержала точку зрения губернатора, посчитав, что они влекут ограничения полномочий исполнительной власти, а Управление юстиции пришло к выводу, что наделение ЗС исключительными полномочиями по предоставлению дополнительных мер соцподдержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета не противоречит нормам Конституции РФ и федерального законодательства.
Большинством голосов поправки в Устав области приняты в первом чтении с расчетом, что в ходе работы над ними во втором чтении будут достигнуты компромиссные решения.
Усольский кадетский корпус на контроле
В ходе сессии депутаты приняли решение оставить на контроле депутатский запрос «О проведении проверки организации работы «Усольского гвардейского кадетского корпуса». Как сообщила областной министр образования Валентина Перегудова, в ходе проверки факты, приведенные в депутатском запросе, подтвердились. Выявлены нарушения в учебной, военно-патриотической и административной работе. Еще в декабре был уволен директор кадетского корпуса, вся администрация и часть воспитателей, а также отчислено восемь воспитанников.
По мнению министра, причина нестабильности во многом кроется в особенностях состава учащихся. У большинства отсутствует мотивация поступления в кадетский корпус. Треть из них направлена на перевоспитание, родители каждого пятого использовали возможность отдать сына на гособеспечение: бесплатное питание, обмундирование и круглосуточное пребывание.
В ходе проверки пересмотрены и утверждены должностные инструкции, проанализирована воспитательная работа, все преподаватели прошли курсы повышения квалификации, на укрепление материально-технической базы планируется дополнительно выделить около 5 млн рублей.
– Сейчас работаем над созданием службы медиации, то есть службы примирения, способной улаживать конфликтные ситуации, и разрабатываем концепцию кадетского образования. Устанавливаются особые требования для поступления в кадетский корпус, где будет учитываться уровень физической и психологической подготовки, – рассказала министр.
Несмотря на принимаемые меры, пришлось расторгнуть в апреле трудовой контракт уже с новым директором, как не оправдавшим надежд.
Депутат Илья Сумароков предложил рассмотреть возможность передачи кадетских корпусов под эгиду Минобороны: «Все-таки мы готовим там подростков для армии, пусть ими и занимаются военные».
Его поддержал и депутат Александр Балабанов:
– Убежден, надо выводить кадетские корпуса из ведомства министерства образования. Там нужна другая методика преподавания. В этой республике ШКИД требуется офицерское присутствие. Причем круглосуточное. А не с восьми до шести. Надо привлечь к решению кадровой проблемы депутатов Госдумы.
Депутат Роман Габов предупредил, что негативный шлейф, тянувшийся за кадетским корпусом последние месяцы, может привести к его закрытию:
– Около 30% детей родители уже оттуда забрали. Многие ждут окончания учебного года и тоже заберут.
Парламентарии приняли вернуться к запросу осенью.
В защиту прав человека
Ежегодный доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Приангарье представил на сессии уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.
Как он сообщил, в его адрес в прошлом году поступило более 2180 жалоб и обращений, что выше предыдущего года на 18%. Почти половина из них – это нарушение социально-экономических прав граждан. Более 40% жалоб приходится на деятельность правоохранительных органов, половина из которых поступила из мест лишения свободы.
По количеству жалоб, исходя из численности населения, лидирует Эхирит-Булагатский район, за ним следует Мамско-Чуйский район и на третьем месте город Иркутск. Объясняется это тем, пояснил уполномоченный, что на территории Эхирит-Булагатского района расположены две колонии и женское поселение, а жалобы, поступающие из Мамско-Чуйского района, во многом связаны с переселением жителей двух поселков.
Среди проблем, отмеченных Валерием Лукиным, также переселение жителей из аварийного жилья, ремонт многоквартирных домов устаревших серий и наделение жильем детей-сирот:
– В прошлом году жилье предоставлено 62 сиротам, а нуждаются в нем и имеют право на его получение 12,5 тыс. человек. Особенно остро проблема стоит в Иркутске. В 2016 году ни одного квадратного метра детям-сиротам не выделено, хотя на учете стоит 1200 человек. Где они живут? В подвалах?
Озабочен уполномоченный и выделением земельных участков для строительства жилья многодетным семьям. Во многих случаях это отдаленные и заброшенные земли, лишенные подъездных дорог и света.