ВЧНГ: 15 лет в авангарде нефтедобычи Восточной Сибири
Год 15-летия «Верхнечонскнефтегаз», дочернее общество НК «Роснефть», встретил добычей 50-миллионной тонны нефти. Предприятие занимается освоением Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, которое расположено в районе северо-восточных границ Иркутской области с Якутией. В интервью газете «Областная» генеральный директор ПАО «ВЧНГ» Александр Близнюк вспомнил яркие моменты из истории Общества, рассказал о его достижениях и поделился планами на будущее.
– Александр Алексеевич, расскажите о стратегии освоения Верхнечонского месторождения.
– Когда «ВЧНГ» создавалось, не было масштабной стратегии освоения, была просто вера в большую нефть и возможность ее добыть. Месторождение было открыто в 1978 году. А с 1979 года там велось активное геологоразведочное бурение вплоть до 1992 года, когда были пробурены последние разведочные скважины советского периода. С тех пор и до 2005 года месторождение существовало по большей части на бумаге, в виде запасов: инфраструктуры нет, сдавать нефть некуда. Первыми поверили в проект, в то, что его можно развить, увидели в нем точку роста, наши акционеры. А идеологом и источником веры в это месторождение был Владимир Леонидович Неустроев, главный геолог ВЧНГ, дай бог ему здоровья и долгих лет жизни. Опираясь на эту веру, с риском, ввязались в драку и, надо сказать, что не прогадали. После того, как были озвучены планы по строительству ВСТО в обход Байкала, кардинально изменилась стратегия и темпы освоения Верхнечонского месторождения. В ста километрах прошла ближайшая точка трассы, что дало нам возможность в краткие сроки построить систему внешнего транспорта – надежный трубопровод до точки сдачи ВСТО.
– Верхнечонское месторождение смело можно назвать интернациональным проектом. В глухой тайге строили дороги, бурили скважины русские, канадцы, французы, немцы. А какие лучшие мировые практики использовались для добычи нефти?
– Наверное, яркий пример – организация процесса эксплуатационного бурения. В самом начале были привлечены в проект компании «Нейборс» (Nabors) и «КЦА-Дойтаг» (КСА-Deutag) – с передовыми технологиями, лучшей культурой производства. Учились, перенимали опыт организации работы. Видели, что новые технологии, новое оборудование – это не какие-то дорогие игрушки, а прежде всего, эффективность. Убедились на опыте, что скважины, пробуренные с использованием дорогого оборудования, если учесть сроки работ, обходятся нам дешевле. В свое время мы столкнулись с проблемой подготовки нефти до товарной кондиции. Но экспериментируя и применяя нестандартные решения, преодолели ее достаточно быстро – готовим и сдаем нефть первой группы качества.
– Много ли людей сейчас работает в ВЧНГ из тех, кто помнит, как добывалась первая нефть на Верхнечонском месторождении?
– Из принятых в 2005–2006 годах сегодня в Обществе работает около 80 человек. Из тех, кто непосредственно бурил первые скважины, добывал первую нефть – человек 25. В свое время счет сотрудников нашего предприятия шел на единицы. Теперь нас почти 1800 человек. В общей сложности, с учетом подрядных организаций, мы создали 5500 рабочих мест. В границах Верхнечонского месторождения единовременно находится и работает около 2500 человек. Конечно, сегодня в вопросе привлечения кадров нам не нужно прилагать таких усилий, как прежде. У «Верхнечонскнефтегаза» есть имя и репутация. Люди сами стараются попасть к нам на работу, держатся за нее. Более того, теперь ВЧНГ является поставщиком специалистов для отрасли. И чаще всего люди уходят от нас в рост. Мы даже приз получили от «Роснефти» – «Кузница кадров».
– Будут ли на Верхнечонском месторождении продолжены разведочные работы?
– Да. В этом году планируем пробурить две разведочные скважины. Основные части месторождения мы покрыли сеткой эксплуатационных скважин. Оно уже вышло на потолок своих возможностей. Но у нас остаются периферия и участки, которые были недостаточно изучены в советское время, а потому не фигурировали как несущие запасы. Но текущее состояние разработки месторождения позволяет судить о возможности уплотняющего бурения для получения максимального коэффициента извлечения запасов нефти. Сейчас мы инициируем проект дополнительного уплотняющего бурения, а это еще 100 скважин, то есть два года бурения.
– Такой крупный «драйвер», как Верхнечонское, стал импульсом к освоению других месторождений нефти и газа. Являясь дочерней структурой НК «Роснефть», ПАО «ВЧНГ» выступает оператором других лицензионных участков в Иркутской области. Можете рассказать, в каком порядке их планируется осваивать?
– Сейчас Верхнечонское месторождение представляет собой плацдарм для выхода на соседние территории. «Роснефть», купив в регионе 12 участков, использует нас в качестве оператора по их освоению. Перед ВЧНГ стоит задача провести оценочные геологоразведочные работы. Участки, где в результате сейсморазведочных работ, геологоразведочного бурения и опытной эксплуатации подтвердятся промышленные запасы, будем подводить к полномасштабной разработке. Текущая задача – продумать стратегию обустройства и реализовать ее – создать новые нефтепромысловые объекты и дать стране нефть. Следующее после Верхнечонского – Северо-Даниловское месторождение, по нему планы уже конкретизированы. Они очень амбициозные и жесткие – в 2021 году должны добыть там первый миллион тонн нефти.