О героях секретных трасс
Уникальная выставка «Их каждый день был подвигу сродни», поселившаяся в филиале Музея истории города Иркутска «Солдаты Отечества», по праву заслуживает особого внимания. Она приурочена к 75-летию открытия авиатрассы Аляска – Сибирь в 1942 году, по которой в труднейших, опасных для жизни условиях наши бойцы перегоняли самолеты американских союзников для фронтов Великой Отечественной.
Впрочем, не только самолеты. По коварному северному маршруту следовали продовольствие, медицинские товары, дипломатическая почта и военные специалисты. Тысячи пилотов, бортмехаников, радистов выполняли рискованные полеты в наиболее проблемных районах планеты, в том числе и в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты. На маршруте они огибали до половины земного шара. До закрытия трассы осенью 1945 года на советском ее участке произошло 279 летных происшествий, погибли 115 человек. Долгие годы многие из этих героев войны лежали непогребенными рядом с останками самолетов в непроходимых таежных дебрях и лесотундре. Действие героической трассы для большинства советских граждан было запечатано строжайшим грифом секретности. Оставшиеся в живых подвижники Алсиба не могли делиться своими воспоминаниями даже с самыми близкими людьми, многие не сумели подтвердить свой статус фронтовика, претендовать на льготы.
Запоздалая реабилитация доблести
– Эти самоотверженные военные недополучили при жизни полагающихся им привилегий, славы и почестей, – говорит один из главных летописцев Алсиба, автор нескольких книг по истории советской авиации, лауреат Губернаторской премии,иркутский журналист Михаил Денискин. – Только в 90-е годы архивы перегоночных дивизий были рассекречены. Десятки лет заслуги героев пытаются восстановить и увековечить энтузиасты поисково-краеведческих отрядов Иркутской области. За это им низкий поклон.
Именно находки поисковиков, документы, которые им удалось обнаружить, сведения, которые они сумели собрать, стали содержанием легендарной выставки. Организовали ее министерство молодежной политики Иркутской области, областная организация поисковых отрядов «Дань памяти» и, прежде всего,усть-кутскийотряд следопытов «Эдельвейс» во главе с его бессменным руководителем Ниной Куршевой, а также Музей истории города Иркутска. Значение экспозиции трудно переоценить. Слава летчиков, перегонявших самолеты для фронта, должна передаваться из поколения в поколение, отражаться в музейных залах, занимать достойное место в учебниках истории.
Во времена «холодной войны» эта часть летописи Второй мировой глухо замалчивалась, многие факты искажались, статистика сильно преуменьшалась. Советские источники упоминали о 4% самолетов англо-американского производства, принимавших участие в боевых действиях на нашей территории. Американцы убеждены, что подкрепили советскую авиацию не менее чем 18% боевых воздушных машин. Значит, примерно каждый пятый самолет, оборонявший небо нашей родины, а позднее атаковавший фашистские плацдармы в Европе, был посланцем союзников. Даже фронтовая биография трижды Героя Советского Союза, маршала советской авиации Александра Покрышкина утаивала от народа, что почти всю войну непревзойденный ас воевал на американской «Аэрокобре». Этот маневренный истребитель стал соучастником множества подвигов гениального пилота, весну 1945 года он встречал весь испещренный звездочками – знаками воздушных побед русского летчика.
На открытие выставки пришли сегодняшние добровольцы поисковых отрядов: усольского «Искателя», отряд Усольского кадетского корпуса, «Верность» школы села Баклаши им. А.П. Белобородова. С трепетным волнением слушали они эмоциональный рассказ гида, которым стал Михаил Денискин, отдавший поисковому делу 30 лет своей жизни. Его память хранит столько красноречивых подробностей об истории Алсиба, что он мог бы говорить о них сутками напролет.
Были от летописца Алсиба
Аэродромы для этих грандиозных перелетов строились в рекордно короткие сроки. Поначалу силами колхозников, которые после работы на сельском производстве спешили ровнять взлетные полосы. В Киренске женщины, старики и дети по вечерам заготавливали дрова для обогрева заокеанских самолетов. Зима 1942 года выдалась на редкость суровой, почти каждый день за 50 градусов мороза. Импортная техника не выдерживала таких температурных нагрузок. Резина бензиновых трубопроводов крошилась, как хлеб. Шланги лопались, загустевало масло в моторах. Правда, американцы быстро откорректировали эти недостатки. И все же перегонка оставалась деломгероическим для всех, кто ее обслуживал. На каждом аэродроме в любой мороз техники осматривали крылатыемашины, ставили аккумуляторы на подзарядку. Лючок в самолете был такой, что пятерня в рукавице туда не лезла, поэтому варежки держали в зубах, а манипуляции производили голыми руками. И у всех техников были белые отмороженные пальцы без кожи. Огромные перегрузки самолеты испытывалии в пути. Что уж говорить об экипажах. Например, пролетая над Верхоленским хребтом, они достигали высоты 4800 метров. Тут не всегда выручали даже кислородные маски. С разряженным воздухом шутки плохи. Бывало, что пилоты засыпали, – и боевые машины падали в горы. Особенно рисковали истребители, ведь они летели в одиночку, скрючившись в тесной кабине. Их самолеты вообще не были рассчитаны на такие марафонские дистанции. Бомбардировщики хотя бы загружали целый экипаж.
Драматические ситуации возникали и на американской территории. Наши летчики принимали эстафету по перегонке у союзников в городе Фэрбанкс на Аляске. Здесь проходило тестирование техники, ее «обкатка», советские переводчицы Лена Макарова и Наташа Фенелонова переводили на русский всю техническую документацию, циркуляры на все виды техники, на каждый агрегат. В архивах Алсиба есть один популярный снимок из Фэрбанкса. На фоне эффектного четырехлопастного истребителя «Кинг-Кобра» запечатлены советские и американские летчики. Справа в обнимку мы видим двух офицеров: наш командир экипажа бомбардировщика Петр Гамов положил руку на плечо бравому янки с русской предысторией – потомку героя войны 1812 года Барклая де Толли, кстати, носившему эту же прославленную фамилию.
– Так вышло, что Гамов влюбился в Лену Макарову, а Барклай де Толли – в Наташу Фенелонову, – приоткрывает романтическую интригу Михаил Денискин.
Во время тренировочного вылета экипажа Гамова на бомбардировщике B-25 произошел инцидент, который чуть не закончился трагедией. Неполадку с болтающимся правым колесом командир заметил еще на взлете. Значит, посадить самолет не удастся. С земли последовала команда набрать высоту и покинуть борт. Но с нашими военными летел пожилой и тучный американский бортинженер, на котором,в силу исполинской комплекции,не застегнулся парашют. Бросить его в падающем самолете – это, конечно, исключалось. Гамов принял решение отважиться на аварийную посадку. И попросил, чтобы команды с диспетчерского мостика для него переводила Лена. Девушка, четко и быстро передавая указания наземной службы, мысленно давала себе зарок: если сядут, если Петр останется в живых, она выйдет за негозамуж.
Чтобы «принять» бомбардировщик на посадку, разогнали два мощных грузовика, натянули между ними трос, зацепили им самолет за два киля и, сначала уровняв скорость, а потом постепенно ее сбавляя, чудом удержали машину, уже зависшую над крутым обрывом в реку Танану. Спасли и самолет, и всех, кто в нем находился. А Петр Гамов и Лена Макарова поженились и прожили вместе всю жизнь. Он после войны еще много летал над Арктикой. Она преподавала английский в военно-воздушной Академии им. Н.Е. Жуковского. Когда умер Петр Павлович, супруга пережила его ровно на два месяца.
Неравнодушный рассказчик Михаил Денискин впервые вышел на поисковую тропу летом 1987 года. Тогда следопыты, среди которых был наш журналист, нашли в тайге останки авиакатастрофы бомбардировщика «Бостон» с экипажем командира Лобарева. Дмитрий Лобарев был опытнейшим пилотом, кавалером ордена Красной Звезды, как и его штурман Михаил Ершов. Машина Лобарева замыкала строй из четырех бомбардировщиков. На лидирующем самолете решили поменять радистов: Илью Воробьева из команды Лобарева пересадили в головную машину, а его место занял совсем неискушенный Василий Ничипуренко, который только-только окончил курсы, это был его первый полет. Кто знает, может быть, именно это обстоятельство сыграло с экипажем злую шутку. Но 24 марта 1943 года экипаж Лобарева потерпел крушение. Погибшие авиаторы лежали в таежной чаще долгие годы, пока их не обнаружил кто-то из охотников. Поисковики нашли место катастрофы, идентифицировали самолет по бортовому номеру. 1 сентября 1987 года в центре Киренска, в городском парке, герои, наконец, нашли место успокоения и приняли дань славы.
– На похороны пришел весь Киренск, – с волнением вспоминает Михаил Денискин. – Люди принесли несметные охапки астр, чтобы украсить надгробья. Я впервые видел женщин, плакавших навзрыд, словно по своим сыновьям. Была такая высокая нота печали, всеобщей печали, что это трудно передать словами.
Титанический труд следопытов
Рассказывал журналист и о других катастрофах на легендарной трассе, за долгие годы исследований он знает подробности всех. В Мамско-Чуйском районе, на границе с Якутией, 6 октября 1943 года в условиях плотной облачности в небе столкнулись две «Кобры» – майора Павла Морозова и лейтенанта Федорова. Морозов погиб, похоронен в Олекминске. Федорову удалось с парашютом покинуть пикирующий самолет. Он упал в лесу, переломал ноги. Его подобрал и вынес из тайги местный житель, получивший за это правительственную награду.
12 июля 1943 года четыре легких бомбардировщика «Бостон» вылетели из Киренска на Красноярск. Вблизи Усть-Кутаих окутал непроглядный дым лесных пожаров, от которых жители спасались мокрыми одеялами на окнах, настолько нечем было дышать. Вдобавок разразилась гроза. Двум экипажам удалось все же добраться до красноярского аэродрома. А два других пропали на долгие годы. Место падения летчика Иванова и его стрелка-радиста Шавурова местные ягодники нашли практически сразу после трагедии, их похоронили прямо на месте аварии. А вот летчика Заломина и штурмана Максимова искали вплоть до 2005 года. Теперь все четверо авиаторов, погибших в один день, похоронены в братской могиле в Усть-Куте.
В течение десятилетий кропотливых изысканий следопыты нашли практически всех героев, многие из которых числились пропавшими без вести, сообщили об их судьбах родным, вписали их имена в героические хроники Алсиба. Осталось последнее «белое пятно»: поисковикам предстоит обнаружить останки самолета Григория Чуйко, который пропал без вести 24 октября 1943 года в районе Нижнеилимска.
Но поисковая эпопея на этом вовсе не закончится. У следопытов впереди непочатый край работы, как уверяет ветеран поискового движения, основатель отряда «Эдельвейс» из Усть-Кута Нина Куршева. В истории Иркутской области была еще одна доблестная трасса. По ней самолеты для фронта перегоняли с Иркутского авиазавода через Новосибирск, Красноярск и Казань на Москву. На этом маршруте тоже немало неоткрытых скорбных точек. В полетах погибло 26 установленных и ещешесть неустановленных экипажей, которые разбились на территории Приангарья. Приближение к этим краеведческим загадкам только начато. Ею будут заниматься усольские кадеты, другие отряды следопытов, которым ветераны поиска желают плодотворной, слаженной работы.
Фотодокументы из архивов поисковиков, с экспозиции «Их каждый день был подвигу сродни»