Недостойная реклама
Насколько уместны в рекламе вызывающие изображения и провокационные надписи? Экспертный совет по рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в очередной раз собрался, чтобы определить, какие баннеры и постеры все же перешли грань допустимого.
Добрую половину заседания заняло обсуждение рекламы цифрового маммографа Центра молекулярной диагностики. На баннере изображена обнаженная по пояс девушка, прикрывающая грудь двумя фруктами. По задумке маркетологов, символизирующие здоровье фрукты должны напомнить женщинам о важности ранней диагностики онкологических заболеваний груди. Однако изначально достойное намерение медицинского учреждения не оценили ни жители города, ни многие эксперты. И если мнения по поводу пристойности и уместности изображения среди участников экспертного совета разделились, то место размещения баннера все однозначно признали неудачным: рекламная конструкция соседствует не только с филиалом Центра молекулярной диагностики, но и со средней школой и храмом. Дополнительной эмоциональности заседанию добавила одна из прихожанок храма, которая выступила на заседании. В результате обсуждения эксперты рекомендовали медцентру убрать рекламу от церкви, а лучше – размещать ее не на улицах, а адресно, к примеру, в поликлиниках.
Также разделились мнения при обсуждении рекламы сериала «Не вместе». Причем претензии больше вызвало не столько изображение сидящих в одной кровати женщины и двух мужчин (слишком грустные, по оценке участников заседания, чтобы выглядеть непристойными), а слоган фильма «Есть ли секс после развода?» Кому-то этот вопрос на баннере показался риторическим, кому-то – провокационным и пропагандирующим обесценивание института семьи. С небольшим перевесом голосов эта реклама была признана недостойной.
Однозначную неприязнь вызвал рекламный ход на баннере «Бургер Кинга»: для привлечения внимания к своей акции сеть фаст-фуда использовала мем скандально известной Дианы Шурыгиной. Хотя узнать, чей образ в рекламе, смогли только те, кто был знаком с историей девушки, для остальных реклама показалась просто непонятной. После краткого пересказа предыстории мема практически все участники заседания согласились, что использование образа изнасилованной девушки в рекламе недостойно и оскорбительно.
После на суд экспертам была предложена реклама еще одного сериала – «Филфак». Девушка с глубоким декольте, при рассмотрении оказавшимся раскрытой книгой (слоган кинопродукта – «Сериал для тех, кто видит книгу»), вызвала неоднозначные реакции. Одни эксперты назвали изображение «качественно сделанной рекламой», подчеркнув умелое использование изобразительных приемов. Других возмутил очередной акцент на женской груди, а также отсутствие слов и иллюстраций в нарисованной книге. Сомнения вызвало и само название сериала «Филфак», по мнению некоторых экспертов, написанное раздельно, это слово изменило значение и превратилось в довольно оскорбительные написанные кириллицей английские слова. А сама реклама в результате признана непристойной.
А вот непристойность рекламы ночного клуба «Дикая лошадь», обещающего свободный вход девушкам в коротких юбках и платьях, эксперты определили однозначно. Участники совета раскритиковали и безнравственность изображения, и грамматические ошибки в рекламе. Но, так как это изображение размещалось только в социальной сети клуба и не было использовано на наружной рекламе в городе, уделять много внимания порицанию заведения не стали.
Как рассказал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш, по итогам прошлых экспертных советов были возбуждены дела, и размещающие оскорбляющую рекламу организации могут быть привлечены к административной ответственности. Нарушения рекламного законодательства предполагают наказание в виде административного штрафа от 100 до 500 тыс. рублей для юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 4 до 20 тыс. рублей. Если субъект малого и среднего бизнеса допустил такое нарушение впервые, то административный штраф заменяется предупреждением.