Мифы древней Англии
«Меч короля Артура» (King Arthur: Legend of the Sword), 16+
США, 2017
Режиссер: Гай Ричи
В средневековой британской столице Лондиниум все прогнило: власть захватил гнусный злодей Вортигерн (Джуд Лоу), ради короны убивший собственного брата – короля Утера Пендрагона (Эрик Бана). Отправляется на тот свет и жена последнего, однако маленький сын королевской четы Артур чудом остается жив.
Проходят годы, в течение которых Артур (Чарли Ханнам) необычайно возмужал и закалился – он рос в бедных столичных районах, фактически на улице, и в итоге стал преступником. Впрочем, Артур – довольно благородный криминальный элемент, почти Робин Гуд. Именно такого короля желает видеть на троне прогрессивная британская общественность. После того, как Артур сумеет вытащить из камня магический меч своего отца, вся эта общественность уразумеет, что именно он – законный наследник престола. И теперь сыну славного Утера остается только свергнуть подлого Вортигерна. Конечно, последний пользуется поддержкой нечистой силы, но и это не беда, поскольку Артуру незримо помогает сам великий Мерлин.
Знаменитый британский режиссер Гай Ричи, некоторое время назад перебравшийся в Голливуд, вовсю продолжает пестовать свою английскость. Почти только этим он и занимается всю сознательную карьеру напролет, снимая занятные фильмы-побасенки то про современный криминальный Лондон («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш»), то про викторианский (дилогия «Шерлок Холмс»). Правда, два года назад Ричи зачем-то переключился на Америку, сняв полнометражную версию тамошнего сериала «Агенты А.Н.К.Л.». Но теперь Гай снова вернулся к своим корням.
В целом «Меч» Ричи (как и все прежние фильмы про Мерлина и Круглый стол) основан на хрестоматийном фолианте Томаса Мэлори «Смерть Артура» (1485), Гай не был бы Гаем, если б отнесся к первоисточнику со смиренным почтением. От Ричи, конечно, следовало ждать противоположного – и режиссер с лихвой оправдал ожидания. Его версия приключений Артура местами напоминает ультрамодный сериал «Игра престолов», а местами даже и откровенный мэшап в стиле «Гордость и предубеждение и зомби».
А ведь все начиналось так пристойно: десятиминутный пролог настраивает зрителя на стандартный клишированный продукт, копию общеизвестных фэнтези-образцов. Ан нет, скоро выясняется, что «Меч короля Артура» смело можно назвать «Банды Лондиниума» – по аналогии с «Бандами Нью-Йорка», криминально-историческим эпосом Мартина Скорсезе. Главные положительные герои, будущие знаменитые рыцари Круглого стола, все как один оказываются средневековыми гопниками: жулики, воры и убийцы, сутенеры, лесные разбойники и отморозки-викинги. Плюс – стрельба из лука, поножовщина, пытки, ругательства, цинизм, авантюризм и черный юмор в немереном количестве. Зритель, знакомый с предыдущими работами Ричи, сразу опознает специфическую манеру, одну из самых узнаваемых в современном массовом кинематографе. Монтаж, ритм, юмор, общий стиль – все здесь кричит о том, кто именно постановщик картины. Короче, те же «Карты, деньги, два ствола», только в антураже тысячелетней давности. И знаете, почаще бы фильмы в таком канонизированном жанре, как фэнтези, доверяли ставить столь оригинальным мастерам.