Новые возможности кадастра
В мае филиал Федеральной кадастровой палаты по Иркутской области отмечает 20-летие. За этот период система земельных отношений и само ведомство не раз реформировались. О работе учреждения, новых функциях и разделении полномочий рассказала директор филиала Федеральной кадастровой палаты по Иркутской области Татьяна Токарева.
– За последние годы Кадастровая палата была наделена многими новыми полномочиями. Как это отразилось на работе учреждения?
– Вначале учреждение занималось исключительно учетом земельных участков. Но поскольку немалая часть участков используется для строительства жилых и промышленных объектов, в скором времени появилась необходимость ставить на кадастровый учет и объекты капитального строительства. Этот учет осуществляется с 2008 года.
В 2011 году Управление Росреестра по Иркутской области передает филиалу полномочия по приему документов на государственную регистрацию прав. Так как Кадастровая палата входит в структуру Росреестра, это позволило убрать дублирование функций внутри ведомства.
– Как эти перемены в вашей работе касаются обычных граждан?
– Безусловно, все изменения учетно-регистрационной сферы направлены на то, чтобы сделать получение государственных услуг максимально удобным для граждан. К слову, с 1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
Благодаря ему у нас в стране введена единая учетно-регистрационная процедура и создан Единый реестр недвижимости. Это позволило одновременно проводить кадастровый учет и регистрацию прав. Таким образом, процесс оформления документов для заявителя был упрощен.
Правообладателю больше не нужно несколько раз обращаться в одно ведомство, чтобы поставить объект на учет, потом чтобы зарегистрировать права на него. Теперь обе процедуры можно пройти одновременно по одному заявлению и одному пакету документов.
Еще одним событием в этом году для нас стало введение принципа экстерриториальности при регистрации недвижимости. Теперь не нужно выезжать из Иркутской области, чтобы зарегистрировать свое право на дом, участок, гараж, расположенные в любом населенном пункте страны. Достаточно прийти с документами в один из пяти офисов Кадастровой палаты, и ваше право будет зарегистрировано. Документы на экстерриториальную регистрацию принимаются в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Нижнеудинске и Слюдянке. С начала года нами уже принято 180 таких заявлений.
– Кто и с какими целями обращается в Филиал Кадастровой палаты?
– В Филиал Кадастровой палаты обращаются как физические, так и юридические лица, кадастровые инженеры и даже органы власти. В основном обращения связаны с постановкой на кадастровый учет, регистрацией прав и получением информации из Единого реестра недвижимости.
– Сколько объектов недвижимости уже поставлено на учет?
– На сегодня Единый реестр недвижимости содержит информацию более чем о двух млн объектов, расположенных на территории Иркутской области, из них 909 тыс. земельных участков и 1,48 млн объектов капитального строительства.
– Сколько заявлений было подано в филиал в прошлом году, с начала этого года? Увеличивается ли востребованность услуг филиала?
– В прошлом году в филиал поступило более 28 тысяч заявлений о постановке на кадастровый учет. За четыре месяца этого года филиалом принято более 3 тысяч таких заявлений. Для сравнения, в январе – апреле прошлого года учреждением принято 10,8 тысяч документов.
Уменьшение количества обращений в офисы филиала связано с передачей полномочий по приему документов в МФЦ и растущей популярностью получения услуг по принципу «одного окна».
– Как строится работа с многофункциональными центрами?
– В последнее время их популярность значительно выросла. На сегодня офисы МФЦ принимают около 80% всех заявлений на услуги ведомства. Гражданам получать услуги по принципу «одного окна» удобно: обратившись в одно учреждение, можно решить сразу несколько задач, касающихся владения недвижимостью: регистрацию, оформление прописки, получение разрешения на строительство и прочие.
Кадастровая палата в настоящее время ведет работу по постепенной передаче полномочий по приему документов в МФЦ. Таким образом, функции приема документов и их обработки будут разделены. Все пункты приема палаты, согласно вступившему в силу закону, до конца года должны быть закрыты.
Конечно, пакеты документов, касающиеся недвижимости и земельных вопросов, одни из самых сложных. Поэтому сотрудники МФЦ проходят обучение и стажировки в нашем филиале.
– А как работает Филиал с кадастровыми инженерами, которые готовят документы, необходимые для кадастрового учета?
– Для снижения количества приостановлений и отказов Филиал сотрудничает с СРО кадастровых инженеров. Мы регулярно проводим обучающие лекции и семинары для инженеров. Также ведем консультации кадастровых инженеров по вопросам кадастрового учета на личных приемах, по телефону и в переписке.
– Сегодня практически все ведомства предоставляют государственные услуги в электронном виде. Какие электронные сервисы доступны у Кадастровой палаты?
– Все основные услуги ведомства уже давно предоставляются в электронном виде. На сайте Росреестра можно подать документы на кадастровый учет и регистрацию прав, в том числе и на единую процедуру учета и регистрации, запросить выписку из Единого реестра недвижимости.
Также на портале существует большое количество сервисов, позволяющих получать онлайн всю необходимую информацию о недвижимом имуществе. Например, узнать характеристики объекта недвижимости можно с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости онлайн». На Публичной кадастровой карте можно увидеть расположение земельных участков, их границы, если они установлены в соответствии с законодательством. Также в этом году Росреестром запущен совершенно новый сервис «Личный кабинет». В личном кабинете отображается информация обо всех объектах недвижимости, права на которые у правообладателя зарегистрированы. Причем это не только объекты, расположенные в Иркутской области, но и имущество, находящееся в других регионах страны. В личном кабинете реализована возможность получения уведомлений об изменениях характеристик объектов недвижимости, о наложении или прекращении арестов и обременении права. Своевременное информирование позволит собственникам оперативно реагировать на нежелательные действия в отношении их квартир, домов, земельных участков.
– Какие задачи сейчас стоят перед Филиалом Кадастровой палаты?
– Первоочередной задачей Филиала остается повышение качества оказываемых услуг. Именно поэтому ведомство уделяет особое внимание развитию «бесконтактных технологий» работы с заявителями, в том числе получение услуг в электронном виде, получение услуг через офисы МФЦ. И в этом году Филиал продолжит информировать заявителей об удобстве и безопасности такого способа обращения в ведомство.
Не менее важным для нас является работа совместно с органами власти по созданию благоприятных условий для развития рынка недвижимости и улучшению инвестиционного климата в регионе.
Безусловно, особое внимание по-прежнему уделяется повышению качества данных Единого реестра недвижимости и обеспечению защищенности имущественных прав граждан.