Приметы времен
В связи с 80-летием Иркутской области большинство «Прогулок по старому Иркутску» нового сезона будут посвящены советскому периоду города. Каждый вторник в 18.00 в разных местах города будут проходить лекции об истории и судьбах людей, проживающих в столице Приангарья. До октября планируется провести 30 прогулок. Состоятся лекции о Распутине, Вампилове, а также о людях, которые знали их и дружили с ними. Одну из прогулок посвятят первому всенародно избранному губернатору Юрию Ножикову. К каждой встрече традиционно издается специальная открытка.
А первая уличная прогулка шестого сезона под названием «Иркутская лениниана» состоялась еще в конце апреля. Она была посвящена образу Ленина в монументальном искусстве. Директор галереи «Дом художника» Надежда Куклина рассказала о памятниках Владимиру Ильичу Ленину в Иркутске.
Монументальное искусство, как и искусство в целом, всегда несет в себе образ, символику и особенные черты своего времени. Памятники Владимиру Ильичу Ленину в Советском Союзе – это одно из ярчайших проявлений символики советской традиции монументального искусства, коммунистической идеологии. Над созданием образа вождя октябрьской революции 1917 года работали выдающиеся, талантливые художники и скульпторы XX столетия.
Надежда Куклина отметила, что памятники Ленину – не только приметы времени, но и идеология, которой жило новое молодое государство.
– Это визуальная картинка, которую видели все. Это классическая идеология, которая постепенно прорастала и давала корни, она до сих пор есть в нас, людях старшего поколения, и никуда от этого не денешься. В Иркутске Ильич никогда не был, но он всегда с нами. Ленин жив: мы каждый день ходим по улице Ленина, видим памятники Ленину, – отметила Надежда Куклина.
Самые первые памятники Ленину в стране появились после постановления Совнаркома об увековечивании памяти создателя советского государства. Они были открыты в Ленинграде (Петербурге) и Петрограде в 1926 году. Потом памятники постепенно стали появляться во всех городах Советского Союза.
До настоящего времени в Иркутске сохранились несколько памятников Ленину, которые расположены в разных районах города. Но два из них по авторству и исполнению принадлежат к выдающимся произведениям мировой художественной культуры. Это работы величайших мастеров монументального искусства СССР и РФ Сергея Дмитриевича Меркурова и Николая Васильевича Томского. К иркутской лениниане также можно отнести монументальное полотно народного художника России Анатолия Алексеева «Время». Оно создано в перестроечные годы истории России, в нем автор размышляет о судьбах страны.
Авторская работа
Памятник, расположенный на пересечении улиц Карла Маркса и Пролетарской, был установлен в 1934 году. Он неплохо сохранился, хотя несколько лет назад его реставрировали – у Ильича был отколот нос.
После смерти Владимира Ленина в 1924 году было принято решение об установке в Иркутске памятника вождю и сбору средств на него. В Иркутском отделении госбанка был даже счет. Шло бурное обсуждение мест, где можно его установить. Предлагалось возвести памятник на перекрестке улиц Ленина и Карла Маркса либо на месте, где стояло здание лютеранской церкви.
10 октября 1924 года губисполком поручил губернскому отделу договориться с художественной академией по вопросу сооружения памятника Ленину. 7 декабря бюст Ленина, изготовленный академией художеств, прибыл в Иркутск. Его установили в зале заседаний городского совета, а в 1925 году передали в картинную галерею. Это был тиражированный бюст работы Сергея Меркурова. Сейчас он находится в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева.
В декабре 1924 года в Иркутске была создана комиссия по увековечиванию памяти Ленина. Она разработала проект, которым предусматривалась постановка статуи в сквере имени Парижской коммуны, на постаменте бывшего памятника Александру III. У подножия постамента должны быть фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и работницы, а медальоны Ермака планировалось заменить героями революции: Халтуриным, Плехановым и Свердловым.
В феврале 1925 года статуя для памятника Ленину, которую предполагалось установить на площади III Интернационала, прибыла в Иркутск. Она была выполнена в Ленинградской академии художеств, отлита из бронзы по проекту скульптора Василия Козлова, создавшего множество памятников вождю. Был объявлен конкурс на эскиз постамента, и даже – с хорошим денежным вознаграждением. На конкурс было представлено десять проектов от иркутских художников и один – от черемховского мастера. Однако на предварительном просмотре работ стало ясно, что на площади III Интернационала скульптура не будет смотреться. Некоторое время спустя эта скульптура обнаружилась на авиазаводе, а потом ее перенесли на территорию микрорайона Иркутск II.
В 1931 году появилось летописное свидетельство, что Иркутский городской совет снова приступил к сбору средств в фонд постройки памятника Ленину. Так в 1934 году появился памятник Ленину на пересечении улиц Карла Маркса и Пролетарской. Раньше на этом месте находилась часовня Христа Спасителя. Этот памятник – не тиражированный, а настоящая авторская работа. Всего Сергей Меркуров изготовил три таких памятника. Кстати, народный художник СССР, лауреат двух сталинских премий Сергей Меркуров знал Ленина лично – познакомился с ним за границей.
Специально для Иркутска
Памятник Ленину работы очень известного скульптора Николая Васильевича Томского расположен на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. Сначала модуль и эскизный проект были выставлены в Иркутском горсовете. Эскизный проект памятника простоял в горсовете до 1955 года, а позже был передан в Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, где находится до сих пор.
Скульптор Николай Томский выполнил памятник специально для Иркутска. Постамент выполнен из поделочного камня лабрадорита. При освещении солнцем иногда можно заметить проблески, которые дают эффект перламутра. Место, где установлен памятник, тоже не было пустым. Немецкая кирха и несколько небольших домов были снесены, после чего на этой территории был разбит сквер и установлена скульптура. Сегодня сквер является популярным местом отдыха горожан.
Николай Васильевич Томский – родился в Новгородской области в простой семье, его настоящая фамилия Гришин. Псевдоним он взял себе в молодости и с тех пор всегда им пользовался. Участвовал в гражданской войне на стороне красных, был ранен и работал в военкомате. В первые годы советской власти было модно увлекаться театром. Томский делал декорации и афиши в народном театре и таким образом проявил свой талант к рисованию. На его работы обратил внимание известный художник Василий Семенович Сварог.
В 1927 году Николай Томский оканчивает скульптурный факультет Ленинградского художественно-производственного техникума, берет другую фамилию и уже никогда не будет Гришиным. В 1925 году в Ленинградском музее революции открылась выставка, посвященная памяти Ленина. Художники представили свои работы, эскизные проекты, наброски. Николай Томский показал бюст Ленина, который получил хорошую оценку и был приобретен музеем. С этого момента начался путь Томского к известности. Он был автором многих скульптурных композиций, установленных в разных городах не только СССР, но и в Берлине.
Всего в Иркутске было 11 памятников Ленину, но осталось их сегодня меньше. Например, памятник Ленину, находящийся напротив управления Иркутской ГЭС. Его автор – Петр Петрович Яцыно. Эта работа тиражированная.
Нельзя не сказать об иркутянине Анатолии Алексееве, чье творчество имеет самое прямое отношение к лениниане. Член Союза художников России, один из ведущих современных художников Сибири, народный художник СССР и России, действительный член академии художеств СССР, член президиума Российской академии художеств и почетный гражданин Иркутской области. Он выполнил огромную монументальную картину под названием «Время». На этой картине изображена Спасская башня с часами Московского кремля – символ некой государственности советского времени. И на фоне этих часов изображена фигура Владимира Ильича Ленина. Название картины емкое и отображает не только ярчайшее советское время, но и современный период истории.
В художественном музее Иркутска хранится около 50 работ Анатолия Алексеева. Они изображают, в том числе, великие стройки Сибири (Братскую, Усть-Илимскую, Мамаканскую ГЭС), людей-строителей, писателей.