В «Лукоморье» поселилась надежда
Герои мифологии, библейские персонажи, фигуры птиц, животных, детей, философские композиции, изображающие гармонию и единение человека с природой… Темой VII Международного фестиваля деревянной скульптуры «Лукоморье» стала надежда. Поэтому не случайно, что в каждой создаваемой работе художники старались воплотить такие светлые и высокодуховные понятия, как бескорыстие, самоотверженность, доброта, счастье, любовь и дружба.
Изобразить в дереве надежду – задача непростая. Она по силам лишь настоящим мастерам своего дела. Но именно такие как раз и приезжают в Савватеевку для участия в международном фестивале «Лукоморье», оставляя каждый год нам на память очередное произведение искусства из ангарской сосны.
– Каждый год мы стараемся подобрать особенную тему для творчества, – отмечает организатор фестиваля Иван Бутенко. – Нынешняя – продолжение прошлогодней, которая называлась «вера». А истинная вера, как известно, всегда рождает надежду. Понятие «надежда» всеобъемлющее. Это может быть надежда на счастье, на любовь, здоровье, успех, признание, возрождение жизни…
Нынешний фестиваль – самый грандиозный и по числу конкурсантов, и по масштабам. Для участия в нем поступило более 150 заявок. Представленные эскизы прошли самый строгий отбор. В итоге непосредственно к конкурсу было допущено 35 команд: 20 из России и 15 – зарубежных, но участие в соревновании приняли на четыре команды меньше: не приехали мастера из Эквадора и Непала, потому что вовремя не получили визу.
В этом году, говорит Иван Бутенко, география участников сместилась в Южное полушарие: несколько групп приехали из Аргентины и Бразилии. Также в числе иноземных конкурсантов мастера из Индии, Зимбабве, Японии, Швейцарии, Монголии, Португалии, Испании, Италии и Франции… Многие команды состояли из семейных династий. Работали вместе отец и сын Юрий и Дмитрий Карпенко из Иркутска, Виктор и Евгений Зряшновы из Павловского Посада, Илья и Павел Мишанины – из Барнаула, Моника и Джеки Орлер – из Швейцарии… Гораздо строже и престижнее стал состав жюри. Роль координатора фестиваля выполнял Терри Лоуренс (Бельгия), а главного судьи – автор скульптуры «Бабра» в 130-м квартале города Иркутска Наталья Батум. Также в числе новинок, помимо элитарного судейства, – увеличение втрое стипендиального фонда, и ежедневная трансляция соревновательного процесса на английском языке в соцсетях.
– Несмотря на то что призовой фонд остался на прежнем уровне, – 150, 100 и 50 тыс. рублей за первое, второе и третье места соответственно, в этом году поощрительные премии получат участники, занявшие с четвертого по 20-е места, – рассказывает организатор. – Ребята делают такие работы, что отпустить их без какого-то приза просто неловко. Кроме того, мы второй год создаем англоязычную страничку в Фейсбуке. Вся Европа смотрит за процессом создания скульптур каждый день.
Выход на мировую арену уже принес свои результаты. В этом году Савватеевский фестиваль стал официальным членом международной ассоциации монументальных скульптурных событий (AIESM) и международного азиатского альянса скульпторов (ISSA). Кстати сказать, совершенно справедливо, ведь по своему уровню конкурс ничуть не уступает мировому. В этом могли убедиться все, кому посчастливилось побывать в «Лукоморье».
Среди красноватых стволов соснового бора теплым желтым цветом светятся только что родившиеся произведения искусства. Чтобы успеть в срок, резчики по дереву работали с раннего утра и до глубокой ночи. Уставшие мастера придирчиво оглядывают творения своих рук, находя незначительные огрехи. Члены жюри, стараясь сохранять бесстрастное выражение лиц, делают отметки в блокнотах. Зато многочисленные гости, поминутно щелкая фотоаппаратами, то и дело восклицают: «Потрясающе», «Великолепно», «Божественно»!
В своих творениях скульпторы передали и тонкую добрую иронию, и безграничную любовь, и жертвенность во имя жизни. Идея некоторых работ понятна без объяснений, а чтобы постичь философский замысел других, приходится поразмыслить. К таковым, например, относится композиция японского мастера Хикару Кодама.
– Моя работа называется «Небо и земля», – раскрывает он суть своей работы. – Композиция состоит из трех женских образов. У каждого свое выражение лица. Каждая фигура вобрала все желания тех, кто еще не родился, кто родился, и кто уже умер. Судьба всех записана в книге, которую держит в руках первая фигура, но никогда не стоит терять надежды на изменение предначертанного.
Хикару Кодама – чемпион мира по скульптуре из дерева. Он работает исключительно с этим материалом. Для него в Японию даже специально привозят ливийский кедр.
– Я в Сибири впервые, – поясняет Хикару. – Узнал о фестивале из интернета. Так как я ни разу не был в России, а часто принимаю участие в конкурсах в Европе, Канаде и Америке, решил приехать и чрезвычайно этому рад. Очень понравились ваши люди. Они настоящие: очень радушные, доброжелательные и искренние. А погода просто поразила. С утра – жара, после обеда – дождь со снегом, потом сильный ветер… Тепло, холодно, жарко, снова холодно… Еще мне понравилось работать с вашей ангарской сосной. Замечательное дерево! С виду такое твердое, а начинаешь резать – оказывается податливым и мягким. Теперь моим самым любимым материалом станут ваши сосны. И уровень мастеров здесь очень высокий. Таких не часто встретишь на соревнованиях даже в Америке. Ваши мастера подходят к работе очень ответственно. Я занимаюсь в стилистике карвинга бензопилой, а потом электрическими шлифовалками завершаю работу. А ваши в основном все делают вручную. Они вкладывают душу в каждый изгиб, в каждую деталь, тщательно ее прорисовывая.
Японский мастер пообещал непременно принять участие в фестивале следующего года, а еще рассказал, что приедет в «Лукоморье» вместе с напарником.
Не менее философскую работу выполнил и резчик из Зимбабве Шепарт Ндудзо, которую назвал «Гоп». Скульптурная группа состоит из семи человеческих фигур, каждая из которых изображает один день недели. Шестеро смотрят вверх, а последний вниз. Шепарт так объяснил свой замысел: в жизни каждого человека бывают моменты, когда все хорошо, и он держится уверенно, но бывают плохие дни, неудачи, однако из-за них не стоит терять надежды на счастье.
Уроженец жаркой Африки, как и его японский коллега, так же впервые в России. Суровый сибирский климат стал причиной серьезной простуды, но бойцовский характер помог ему не сойти с дистанции и выдержать напряженный ритм соревновательной гонки до конца. Настоящими бойцами оказались Энрике и Кэлли Росса из Бразилии. Для того чтобы приехать в далекую Россию, все односельчане из небольшой деревни Касадос собрали для молодых супругов деньги. И они не подвели ожидания земляков, подарив на память о себе удивительно теплую, изящную композицию под названием «Дорога», смысл которой заключается в поиске гармонии человека и природы. На своей страничке в Фэйсбуке ребята написали, что благодарны Вселенной за то, что очутились в «Лукоморье».
Самые юные конкурсанты – Денис Маханов и Антон Меньшиков из Челябинска, вырезали скульптурную группу под названием «Огонь надежды» о Прометее, подарившем священный огонь людям, барнаульцы Александр Парфенов и Андрей Кошелев сделали сложнейшую композицию «Надежда», состоящую из группы детей, которые, задрав головы, с замиранием сердца смотрят вслед улетающему журавлиному клину, а Андрей Чернов и Кирилл Сапелов из Сергиева Посада реализовали в своей работе «Ледяная фея» мечту каждой девочки стать примой Большого театра.
Однако самой близкой по духу для нас, сибиряков, по праву можно было назвать скульптуру Юрия и Дмитрия Карпенко «Надежда на возрождение России», посвященную 80-летию Валентина Распутина.
После жарких споров члены жюри наконец объявляют победителей. Первое место присуждается Хикару Камодо за композицию «Небо и земля», второе – мастеру из Сергиева Посада Илье Польских за скульптуру «Уличный концерт», а третье достается барнаульцам Андрею Кошелеву и Александру Парфенову. Все члены жюри единодушно отметили, что их работа не только необычно красива, она еще чрезвычайно сложна по своей конструкции. Ребята использовали технику старения дерева, лиственничный шкант и металл, различную технику резьбы. Детское жюри присудило победу Ивану Зуеву из поселка Тельма и его напарнику из Красноярска Эдуарду Пономаренко за скульптурную композицию «Царь зверей», а бразильцам Энрике и Кэлли Росса вручили приз в номинации «За волю к победе».
– На сегодняшний день событийный туризм играет большую роль в привлечении туристов в регион. Фестиваль «Лукоморье на Байкале» – знаковое событие не только для Ангарского городского округа, но и для всего Приангарья, – отметила в заключение руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. – Фестиваль включен в событийный календарь нашего региона, кроме того, «Лукоморье» – это уникальное место, которое за годы проведения международных соревнований превратилось в единственный в России парк деревянных скульптур под открытым небом, находящихся в естественной среде.