Фильм: «Чужой: Завет»
Планета страха
«Чужой: Завет» (Alien: Covenant), 18+
США, 2017
Режиссер Ридли Скотт
В 2104 году космический корабль «Завет» на всех своих сверхзвуковых парусах мчится в далекую-предалекую галактику, где обнаружена планета, пригодная для жизни. На «Завете» спят многолетним криогенным сном две тысячи земных колонистов, а экипаж временно бодрствует. Но скоро вообще все люди на борту заснут, и присматривать за ними станет андроид Уолтер (Майкл Фассбендер), при ближайшем рассмотрении решительно непохожий на своего предшественника Дэвида из прошлой серии («Прометей», 2012). Тот андроид был не в меру самостоятельным и даже не вполне беспристрастным, что не самым лучшим образом сказалось на экспедиции корабля «Прометей».
Однако Дэвид еще покажет себя и в этой части. Экипаж «Завета» принял решение о посадке на незнакомую, но симпатичную (на первый взгляд) планету. Именно сюда за 15 лет до того рухнул «Прометей». Все, кто на нем летел, умерли, но андроид Дэвид уцелел. И теперь он занимается каким-то темным делом на сей планете, выглядящей необитаемой. Что, конечно, иллюзия: здесь полным-полно наших старых знакомых – Чужих; и всем, кроме двух близнецов-андроидов, следует очень и очень их опасаться.
«Чужой: Завет» – непрямое продолжение фильма «Прометей», пять лет назад снятого Ридли Скоттом. Через 33 года после того, как оный выдающийся голливудский англичанин напугал весь мир своим «Чужим» (по сей день лучшим его фильмом), этот же самый мир получил возможность узнать, с чего все начиналось. Странно, что до более подробного раскрытия столь блистательно открытой им темы Скотт созревал так долго; но, с другой стороны, его легко можно понять. Все-таки поначалу за рожденную Ридли франшизу брались после него вполне достойные постановщики – Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жене. Но, видимо, старик уже не смог оставаться в стороне от своего детища после того безобразия, которое учинил над последним Пол У. С. Андерсон, умудрившийся свести Чужого с Хищником, позаимствованным совсем из другой космической оперы.
Что ж, «Прометей», а теперь и его сиквел «Завет», камня на камне не оставили от потуг Андерсона и его дальнейших подельников: мастер сказал свое веское слово, и о схеме «Чужой + Хищник» все уже забыли как о дурном сне. Конечно, самого себя в своей новейшей дилогии Ридли Скотт нисколько не превзошел, ну да на это, пожалуй, и невозможно было уповать. Его «Прометей» всего лишь пополнил добротную, но все-таки вторичную коллекцию «Чужих», которую пестовали упомянутые Кэмерон, Финчер и Жене. «Завет», однако, получился слегка любопытнее «Прометея».
В многочисленных интервью, каковые режиссер успел дать за последнюю пятилетку, он клятвенно обещал в следующей серии ответить на многие вопросы, накопившиеся за годы существования франшизы «Чужой». Кое на что «Завет» ответил, однако задал и массу новых загадок. Но поскольку фильм явно удался, его заведомую нацеленность на еще одно продолжение создателям вполне можно простить.
А учитывая, что никто не ждал картины «Завет» больше, чем несовершеннолетние любители ужасов и взрослой научной фантастики, Ридли Скотт заслуживает еще и самого почетного приза за смелость. Ведь его «Завет» получил строжайший рейтинг R (в наших широтах 18+), который очень затруднит для наиболее активных зрителей – подростков – доступ к просмотру данного кино на большом экране. Но это, право же, справедливо – таким количеством насилия, обнаженки и чрезвычайно натуралистической мерзости не мог похвастаться ни один из предыдущих «Чужих». Именно на этом «недетском» поле Ридли в этот раз сработал лучше всего: «Завет» – действительно очень страшное кино.
Что касается персонажей и актеров, то, как и в прошлый раз (в «Прометее»), ярче всех здесь лицедействует феерический артист Майкл Фассбендер в козырной роли лукавого биоробота (то есть теперь уже в роли двух биороботов: одного – «лукавого», второго – «честного»). С мощной сцены, где солирует андроид, фильм начинается – аналогичной сценой он и заканчивается. Причем и в прологе, и в эпилоге впечатляющее действо неспешно осуществляется под подходящую музыку Вагнера.
Да и большинство «внутренних» эпизодов картины тоже по-своему хороши. То есть контент в целом радует: бодрый экшен, внятные диалоги, волнительная интрига. Но главное, конечно, – любовный подход к раскрытию некоторых загадок, оставленных первым, наилучшим фильмом про Чужого. Короче, мистеру Скотту вполне уместно адресовать благодарность не только за наше счастливое кинодетство, но и за достойное зрительское настоящее. Спасибо, что живой, Ридли. И респект за аутентичного Чужого – может, уже не настолько поражающего, но столь же витального, как и 38 лет назад.