ОСАГО в электронном виде набирают обороты
С начала этого года автовладельцы Иркутской области заключили более 20 тыс. договоров ОСАГО в электронном виде. Для сравнения: за весь прошлый год всего 366 человек оформили полис автострахования онлайн.
Как напомнила заместитель управляющего отделением по Иркутской области Сибирского ГУ Банка России Екатерина Моисеева, с начала 2017 года продажа ОСАГО в электронном виде стала обязательной для страховщиков. Поэтому популярность полисов в новом формате растет. В среднем по России каждая десятая страховка ОСАГО оформляется через интернет.
– С точки зрения стоимости разницы между бумажным и электронным полисом ОСАГО быть не должно, – добавила Екатерина Моисеева. – Вместе с тем, электронное оформление позволяет человеку в большинстве случаев избежать отказа в получении страхового полиса и навязывания недобросовестными страховщиками дополнительных услуг.
Кроме того, не нужно посещать офис страховой компании, тем самым экономя свое время, и даже в самых удаленных населенных пунктах при наличии сети интернет можно купить «автогражданку». Еще одно преимущество электронного ОСАГО в том, что владельцы могут оперативно вносить в него изменения, используя свой личный кабинет на сайте страховой компании. Если же полис потеряется, достаточно его просто повторно распечатать.
– Этот сервис был задуман Банком России как еще один удобный способ приобретения страховой услуги, решающий проблему доступности полисов для автолюбителей, – отметила специалист ЦБ. – Конечно, чтобы им пользоваться, нужны определенные навыки компьютерной и финансовой грамотности, а также доверие к электронным сервисам. Сама процедура регистрации электронного полиса ОСАГО проста и сопоставима по времени с оформлением бумажного полиса. Требуются внимательность и те же самые документы: паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (или ПТС) и диагностическая карта для автомобилей старше двух лет.
После оформления заявления в течение получаса страховой полис появится в личном кабинете страхователя на сайте, а также будет отправлен на электронную почту, указанную при регистрации. По идее, если оформлять Е-ОСАГО через официальный сайт страховой организации, получить поддельный документ просто невозможно. Но в стране зарегистрированы случаи мошенничества и с электронными полисами. В основном с использованием поддельных сайтов. Если оформить заявку у лжестраховщиков, то в лучшем случае у вас окажется поддельный документ. Главная же цель мошенничества с Е-ОСАГО – вынудить человека оплатить его на фальшивом сайте или получить персональные данные для других видов мошенничества. Обычно аферисты используют похожее наименование или адрес сайта, разница может быть в одной букве, цифре или символе в адресной строке. Сам сайт визуально не отличить от официального.
– Чаще всего мошенники пытаются подделывать сайты известных компаний, – рассказала Екатерина Моисеева. – Ссылки на фальшивые интернет-ресурсы распространяются через социальные сети, электронными письмами. Кстати, если стоимость полиса предлагается оплатить на электронный кошелек, то, скорее всего, перед вами сайт мошенников.
Поскольку такие случаи в стране появились, Банк России заключил соглашение об информационном обмене с Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно ему РСА передает информацию о выявленных мошеннических ресурсах, после чего регулятор сможет инициировать блокировку таких сайтов.
– Сомневаетесь в подлинности сайта – сравните его адрес с официальным порталом страховой компании на интернет-ресурсе Российского союза автостраховщиков, – советует Екатерина Моисеева. – Кроме того, на сайтах Банка России и РСА можно найти сведения о действующей лицензии на заключение договоров ОСАГО того или иного страховщика. Важно помнить, что продажа электронных полисов любым другим способом запрещена, в том числе через посредников или агентов. Внимательность и осторожность человека являются гарантией, что он не станет жертвой мошенничества.
Но большая часть жалоб, поступивших от населения в Банк России в этом году, касается вопросов коммуникации со страховой компанией. Объясняется это тем, что услуга оформления Е-ОСАГО новая, общение автовладельцев со страховщиками через интернет только налаживается.
– Сложности вызывает создание личного кабинета на сайте страховщика, заполнение заявления на страхование в электронном виде, а также случаи несоответствия данных страхователей и базы данных Российского союза автостраховщиков, – отметила Екатерина Моисеева. – Недовольство вызывают и технические сбои или перерывы в работе сайтов. Здесь важно не забывать, что для правильной работы сайтов нужны определенные перерывы для технологических работ.
По словам специалиста, Банк России определил, что суммарная длительность техработ не должна превышать получаса в сутки. Плановые техработы разрешены не чаще одного раза в месяц и только в ночное время (с 22.00 до 8.00 по московскому времени). Часто сбои в работе сайтов страховщиков возникают из-за плохого интернет-соединения, так что, прежде чем жаловаться на страховщика, стоит обратиться к своему провайдеру.
– Если вы уверены в качестве соединения и в правильности ввода данных, обратитесь в страховую организацию по телефону горячей линии, –советует Екатерина Моисеева. – Когда проблему не удается решить этими способами, вы вправе обратиться в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Специалисты проверяют каждую жалобу.
Нарушения для страховой компании чреваты крупными штрафами. Если Банк России установит нарушение правил электронного оформления полисов ОСАГО, то страховщику будет выдано предписание об устранении нарушения, и ему грозит административный штраф до 300 тыс. рублей. Если организация не исполнит предписание, то возможно ограничение действия лицензии на этот вид страхования. Наказания за отказ в продаже электронных полисов ОСАГО для страховщиков предусмотрел и сам Российский союз автостраховщиков. Штрафы по каждому такому случаю составляет 20 тыс. рублей, но не более 200 тыс. рублей за календарный месяц. Основанием для применения штрафов станет проверка РСА по жалобе автолюбителя. В Иркутской области санкции пока не применялись – поскольку электронные полисы появились совсем недавно, по обращениям граждан еще идут проверки или административные производства.