Проверка хозяйственной рачительности
Результаты проведенной областной КСП проверки расходования средств областного бюджета на профилактику наркомании комиссия по контрольной деятельности ЗС под председательством Геннадия Нестеровича заслушала на совместном заседании с комитетом по социально-культурному законодательству.
Профилактика и уничтожение
Хотя, согласно данным областного министерства по молодежной политике, за последние годы снижается количество лиц, состоящих на учете с диагнозом наркомания, а также регистрируется меньше смертей от отравления наркотическими веществами, наркоситуация в регионе остается достаточно тяжелой.
Во всех 42 муниципальных районах и городских округах утверждены программы по профилактике незаконного потребления наркотических средств, финансирование которых осуществляется за счет местных бюджетов. Из запланированных в 2016 году 6,4 млн рублей было израсходовано на эти цели 4,4 млн рублей. В основном программы направлены на повышение информированности населения о вреде наркотических и токсических веществ.
Из шести областных министерств, занимающихся профилактикой наркомании, ведущая роль отведена министерству по молодежной политике. Оно же получает и львиную долю субсидий – почти 46 млн рублей из 47,4 млн рублей, выделенных на текущий год. Практически все эти средства распределяются между двумя подведомственными министерству учреждениями: Центр профилактики наркомании и Центр реабилитации наркозависимых «Воля».
Аудиторы отметили, что уже третий год, как выпало финансирование мероприятий с неработающими и не учащимися подростками, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Хотя именно они составляют основную группу лиц, осужденных за совершение наркопреступлений. Если в 2014 году их доля составляла 46,5%, то два года спустя – уже 51,1%.
Наркомания во многом базируется на потреблении дикорастущей конопли. На ее уничтожение из областного бюджета ежегодно выделяется более полумиллиона рублей. Эта миссия поручена министерству сельского хозяйства, но, как выяснилось, оно лишь закупает ядохимикаты, передавая их муниципалитетам, на которых лежит обязанность по уничтожению наркосодержащих растений. В минувшем году, например, было закуплено и передано 2,2 тыс. литров гербицидов, с помощью которых, судя по отчетам, было уничтожено 550 га конопли, более половины выявленных площадей. Но насколько эти цифры соответствуют действительности, трудно сказать, поскольку отдельной статистики по конопле не ведется, а все входит в статью «Средства защиты растений».
Геннадий Нестерович предложил предоставить в комиссию информацию о численности в каждом муниципальном районе наркозависимых и количестве запрашиваемых районами гербицидов.
– Надо сначала понять, где конопля произрастает в большем количестве, сколько надо ядохимикатов для ее уничтожения и снижает ли это число наркозависимых в данном районе. Если понадобится, рекомендуем правительству увеличить финансирование мероприятий по ее истреблению.
Было еще одно предложение: не бороться с коноплей, а превратить ее в сырье для производства масла, некогда весьма распространенного в России. Идея заманчивая, но, как выяснилось, труднореализуемая. Один алтайский предприниматель на этой идее уже обжегся. Два года выращивал и бросил: слишком большое искушение, все поля пришлось держать под охраной наркоконтроля.
Аэропорт в центре внимания
Рассмотрены на заседании и результаты проверки двух городских перинатальных центров: в Иркутске и Ангарске. Отмечено большое расхождение в стоимости питания в круглосуточном стационаре. Если в Иркутском перинатальном центре на одного пациента приходилось 126,6 рубля в сутки, то в Ангарском – 98,5 рубля. И только вмешательство КСП помогло ликвидировать эту диспропорцию. Как заверила новый главный врач Ангарского перинатального центра Наталья Бреус, стоимость питания уже пересмотрена и составляет сейчас 140 рублей.
Как выяснилось в ходе проверки, перинатальными центрами велась деятельность, не предусмотренная их уставами. В частности, в Ангарском перинатальном центре оказывались платные услуги по предоставлению палат повышенной комфортности, что позволило медучреждению получить в 2016 году 2,2 млн рублей. В Иркутском же центре вдобавок к повышенному сервису оказывались платные услуги по проведению курсов подготовки матерей к родам. Только за три месяца прошлого года с помощью этих курсов удалось заработать 328 тыс. рублей.
Аудиторы также отметили высокий уровень внутреннего совместительства и совмещения должностей в обеих медучреждениях, в связи с чем персонал перегружен выполнением обязанностей. К тому же допускаются факты превышения установленной продолжительности рабочего времени, что, естественно, сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи.
Выявлены также нарушения при закупке товаров, работ и услуг, оплате труда работников, использовании недвижимого имущества, списании лекарственных средств и продуктов питания. Имеет место и нецелевое использование средств. Так, например, Ангарским перинатальным центром закуплен пресс для деструкции медицинских отходов стоимостью в 290 тыс. рублей, который практически не используется.
Как заверил областной министр здравоохранения Олег Ярошенко, присутствующий на заседании комиссии, все отмеченные аудиторами недостатки будут устранены в ближайшее время.
Областная собственность под угрозой изъятия
По инициативе ЗС аудиторы проверили порядок управления и распоряжения акциями ОАО «Международный аэропорт Иркутск», 100%-й пакет которых был передан из федеральной собственности в областную два года назад.
При передаче акций было заключено соглашение о сотрудничестве между Минтранспорта РФ, Федеральным агентством воздушного транспорта и областным правительством, по которому региональное правительство брало на себя обязательство обеспечить выделение или привлечение инвестиций на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) для строительства нового аэропортового комплекса. Реконструкция и модернизация были разбиты на девять этапов, последний из которых должен завершиться в 2021 году.
КСП выявила большое отставание по срокам. На дату проверки согласно прогнозному плану должен был реализовываться седьмой этап – «Принятие решения о строительстве нового аэропорта на условиях ГЧП». Но согласно сведениям, имеющимся в открытых источниках, правительство приступило к осуществлению лишь четвертого этапа – «Разработка предпроектной документации, проведение технологического и ценового аудита, а также экологической экспертизы».
Несмотря на то что соглашением не определена ответственность сторон за неисполнение взятых обязательств, КСП не исключает возможности, что в случае расторжения соглашения по инициативе одной из сторон потребуется обратная передача пакета акций АО из областной собственности в федеральную.
Парламентарии приняли информацию к сведению, при этом председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Ольга Носенко напомнила, что на контроле комитета находится соответствующий депутатский запрос, информацию по которому в очередной раз будет рассмотрена на июньской сессии областного парламента.
А