Рынок труда в ожидании нужных специалистов
По инициативе председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой прошел круглый стол, темой которого стало обеспечение доступности профессионального образования и качества подготовки специалистов в Иркутской области.
Местом проведения круглого стола, участие в котором приняли директора и студенты технических колледжей, стал Иркутский техникум архитектуры и строительства, предоставляющий широкий спектр специальностей. В ходе краткой экскурсии участники встречи ознакомились с хорошо оснащенными учебными классами, а также ресурсным центром Кнауф. Как рассказал директор Борис Михайлов, в прошлом году фирма предоставила все необходимые материалы, с помощью которых студенты и оборудовали мастерскую:
– Теперь у нас теория и практика соседствуют. После лекции ребята тут же на специальном стенде обучаются монтажу гипсокартона в различных вариациях. Мы завоевали такое доверие фирмы, что получили от нее сертификат на право повышения квалификации тех людей, кто работает с материалами Кнауф.
По словам Ирины Синцовой, выбор темы круглого стола не случаен – сейчас как раз идут экзамены в средних школах, и выпускников, естественно, волнуют вопросы: куда пойти учиться, какую выбрать профессию.
– Среднее профессиональное образование – важнейшее звено в подготовке специалистов для предприятий области, но мы должны четко представлять – насколько они соответствуют сегодняшним запросам рынка труда. А также знать: сколько стоит подготовка специалиста, и насколько она качественная.
Рассказывая о нормативной базе, депутат проинформировала, что недавно внесены изменения закон «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области», которым урегулированы вопросы социальной поддержки детей-сирот и тех, кто потерял родителей в период обучения по программам профессиональной подготовки.
– Областные депутаты работали над ним вместе с директорами учреждений среднего профобразования, и сейчас мы смотрим, как он исполняется, – сказала Ирина Синцова.
Как сообщил начальник управления контроля и организации закупок областного министерства труда и занятости Кирилл Клоков, в Иркутской области наблюдается острый дефицит рабочих профессий. На сегодняшний день потребность в них составляет более 36 тыс. человек. Самый большой спрос на рабочие кадры в сфере строительства – более 14 тыс. вакансий, в обрабатывающем производстве требуются примерно 5 тыс. человек, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – около 4 тыс., в торговле, ремонте автотранспортных средств – 2,6 тыс., сельском и лесном хозяйстве – 2,3 тыс.
В список наиболее востребованных профессий попали подсобные рабочие, бетонщики, каменщики, штукатуры, шоферы, медсестры и т.д. Казалось бы, при таком спросе можно трудоустроить всех безработных, зарегистрированных в центре занятости. Этого не происходит, как объяснил Кирилл Клоков, по той причине, что лишь 45% безработных имеют необходимую профессию.
Следует отметить, что в Иркутской области подготовку специалистов ведет 81 организация профобразования, что превышает их количество по сравнению с соседними регионами. Из них 58 техникумов, колледжей и училищ подчинены министерству образования. В их стенах ведется обучение по 76 специальностям и 49 профессиям. Ежегодно выпускается 6,5 тыс. специалистов. Каждый пятый предназначен для работы в транспортной отрасли, а почти каждый третий – в сфере обслуживания и торговли. Систему образования пополняют чуть более 600 человек, сельское хозяйство – 556, энергетику –323, строительную отрасль – 277.
Как рассказал первый зам. областного министра образования Евгений Торунов, с целью ликвидировать диспропорцию между спросом и предложением и выявить реальную потребность в нужных специальностях создан так называемый топ-50, перечень наиболее востребованных профессий. Один список федеральный, другой – областной, учитывающий местную специфику экономики.
– На подготовку именно этих профессий направляются основные финансовые и материальные ресурсы, – подчеркнул замминистра.
Для более качественной подготовки студентов вводится новинка – демонстрационный экзамен. Он, по словам Евгения Торунова, аналог школьного ЕГЭ, только в системе профобразования.
– Ребятам дают возможность показать свои знания на практике, выполнить отдельные элементы производственного цикла, оценку за которые выставляет независимый эксперт.
Повышению качества способствует и включение Иркутской области в чемпионат рабочих профессий по международной системе WorldSkills. В регионе проведены уже два таких соревнования. Их победители участвовали в национальном чемпионате, который завершился в Краснодаре две недели назад.
– И с неплохими результатами для нас, – сообщил Евгений Торунов. – Наши ребята заняли пятое место среди поваров, седьмое – среди сварщиков и девятое – среди воспитателей дошкольных учреждений. Мы намерены участвовать и в мировом чемпионате, который пройдет в 2019 году в Казани.
Все участники круглого стола были единодушны во мнении, что уровень подготовки учащихся зависит от качества преподавания. Как рассказала руководитель «Регионального центра мониторинга и развития профессионального образования» Инна Гетманская, начиная с 2016 года ведется подготовка профессиональных стандартов для педагогов и мастеров производственного обучения системы профтехобразования.
– Инициатива по их созданию, – подчеркнула она, – должна исходить от работодателей, учитывающих специфику своего производства. На сегодняшний день уже утверждена тысяча таких стандартов, еще более 300 находится в разработке.
Ирина Синцова обратила внимание на отсутствие рекламы профессиональных образовательных учреждений:
– Раньше была очень активная реклама, во многом способствующая наполнению учебных классов. Сегодня лишь Иркутский техникум машиностроения агитирует пойти учиться к ним.
Как рассказал директор техникума Олег Ивкин, их учебное учреждение переживает не лучшие времена: от машиностроения осталось лишь название, и все попытки возобновить подготовку станочников: токарей и фрезеровщиков потерпели неудачу – работодатели в этих профессиях не заинтересованы. Как ни парадоксально это звучит, но сегодня техникум ориентируется на спрос самих абитуриентов. Открытие отделения «Обслуживание автомобилей» продиктовано именно интересом подростков к этой области.
– На автомехаников конкурс по два-три человека на место, а на сварочное производство с трудом набираем. Хотя профессионал-сварщик – это всегда востребованная и высокооплачиваемая профессия, входящая, между прочим, в топ-50. Как вернуть к ней интерес? Мы пытаемся придумывать новые формы профориентации. Привозим из школ учеников на экскурсию в техникум. Уже полторы тысячи человек побывали в наших учебных классах, увидели своими глазами те вещи, о которых не расскажешь ни в одной рекламе.
В резолюции, принятой участниками круглого стола, рекомендовано органам исполнительной власти предусмотреть необходимые средства на укрепление материально-технической базы государственных профессиональных образовательных организаций. Обращено также внимание на необходимость уделять больше внимания развитию управленческих и педагогических кадров для профтехучилищ, вести мониторинг трудоустройства выпускников, совершенствовать комплексную систему профессиональной ориентации молодежи, направленной на повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.