Загадки прошлого
Лето – горячая пора для археологов. Они отправляются в экспедиции, чтобы найти интересный материал для изучения. Иркутские ученые готовятся к очередному полевому сезону. В этом году они будут работать в разных территориях Приангарья и соседней Монголии. Какие исследования их ждут?
Из Иркутска в Монголию
Сотрудники лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ уже открыли полевой сезон. С середины мая археологи работают в долине реки Куда в Эхирит-Булагатском районе. Науке известно более 70 памятников, которые находятся на этой территории. Специалисты изучают их расположение, хронологическую и культурную принадлежность.
В июле ученые отправятся в Монголию, чтобы исследовать археологические объекты, расположенные на северном побережье озера Хубсугул. Вместе с коллегами из Монгольского госуниверситета они надеются найти погребения разных периодов. Это поможет составить историко-хронологическую шкалу памятников археологии северного Прихубсугулья и разобраться в особенностях проживающего здесь населения.
– Мы будем исследовать археологические объекты, расположенные в пограничных с Россией районах Монголии. Один из таких важных сухопутных коридоров, по которому народ двигался из Монголии на территорию Предбайкалья и в обратном направлении, – это район Хубсугула. Поэтому необходимо разобраться в хронологии местных археологических объектов, прежде всего могильников, их культурной принадлежности, определить их схожесть или различие с теми памятниками, которые есть на территории Иркутской области и Республики Бурятия, – рассказал заведующий лабораторией Артур Харинский.
В ходе экспедиции иркутяне посетят элитный могильник хунну Гол Мод 2, который будет раскапывать известный монгольский археолог, профессор Д. Эрдэнэбаатар. Еще специалисты ИРНИТУ побывают на раскопках киданьского городища Хэрмэн-Дэнж. Так начнется очередной этап совместной работы монгольских и российских коллег по изучению древних городов Центральной Азии. Отряд, который возглавит Артур Харинский, будет изучать городища хуннув долине реки Керулен. Специалисты снимут планы этих городищ, сделают их описания, соберут подъемный материал и проведут их фотофиксацию. Это позволит составить полное представление о самых ранних городах на территории Монголии.
В конце августа продолжатся работы по изучению местных археологических объектов. Еще один отряд лаборатории, который возглавит Алексей Тетенькин, продолжит работы на севере Приангарья в Бодайбинском районе. Там археологи будут раскапывать стоянку «Коврижка», расположенную на берегу реки Витим. Это интересный объект, большая часть слоев которого датируется периодом мезолита. Иркутские археологи обнаружили на нем конструкции, напоминающие жилища.
Погребенная древесина
Заведующий учебной лабораторией при кафедре истории и методики гуманитарно-эстетического отделения Педагогического института ИГУ Евгений Инешин вместе с коллегами из СИФИБРа СО РАН отправится на Муйскую котловину для изучения древних палеоклиматов. Эта экспедиция станет продолжением работы по изучению древней погребенной древесины.
В низовьях реки Витим в свое время была раскопана стоянка «Большой Якорь».
–Здесь периодически возникали и спускались гигантские подпрудные озера. Они затапливали находящиеся там леса. Остатки погребенного леса прекрасно сохранились в вечной мерзлоте. В прошлом году мы частично исследовали такую древесину. Высота фрагментов деревьев – до метра. Верхушки их обломились, а стволы были занесены мощным слоем донных отложений этого гигантского подпорного озера, – рассказал Евгений Инешин.
Озеро по площади было сопоставимо с Байкалом. Оно возникало периодически, последнее появление носило катастрофический характер. Возраст этого озера – почти 12 тыс. лет. Иркутяне начали изучать его в прошлом году. По словам Евгения Инешина, отложения и воды этого озера затопили стоянку с древней керамикой. Люди, которые там жили, отошли и начали селиться в других местах. Само озеро просуществовало около 1,5 тыс. лет.
В верховьях Витима еще в 70-х годах ХХ века была открыта стоянка Усть-Каренга, на которой обнаружена древнейшая в Северной Азии керамика. Ее возраст – от 11 до 12 тыс. лет. Для сравнения, в Европе, например, керамика возникает на рубеже около 7 тыс. лет, на ближнем Востоке способ обжига керамики возникает около 9 тыс. лет. В Северной Азии (Япония, Корея, Северный Китай) и России известно несколько стоянок с древнейшей керамикой, и одна из них – в Витиме. Специалисты хотят понять, почему древние люди здесь поселились, и в каких условиях они жили. Все ныне существующие методы исследования климата прошлого достаточно опосредованы. Например, споро-пыльцевой анализ в археологии позволяет изучать климат, однако точность его временных построений составляет около 60 лет – слишком большой шаг. А по кольцам дерева можно исследовать климат с точностью до полугода. Более того, в каждом кольце дерева по кислороду изотопа можно довольно точно (плюс минус четыре градуса) рассчитать среднюю температуру сезона конкретного года. Также можно определить, происходили ли рядом в это время пожары и вулканические извержения. А по степени роста этих колец можно предположить, насколько благоприятными были условия для жизни и обитания человека.
Сейчас перед специалистами стоит задача – набрать как можно больше образцов погребенной древесины, чтобы с их помощью максимально подробно изучить и описать климат, в котором жили люди того времени. Кстати, в этот же период происходила последняя фаза горно-долинного оледенения. Вся территория гор была покрыта ледниками. Затем ледники растаяли, а климат оформился и стал более теплым и влажным – таким, каким сейчас мы его видим. Обитавшие здесь животные – мамонты, бизоны – отошли севернее. Активно начала развиваться лесная растительность, лес стал занимать широкие пространства. Тайга сформировалась в том виде, в каком мы ее привыкли видеть.
Усть-Илимская «Ромашка»
Инженер научно-исследовательского центра «Байкальский регион» при ИГУДмитрий Лохов планирует в этом году продолжить раскопки на стоянках «Ромашка» и «Вивея» в Усть-Илимске. Особый интерес ученых вызывает «Ромашка». В 2014 во время экскаваторных работ там случайно было вскрыто погребение. Археологи предположительно датировали его бронзовым веком, после проведения радиоуглеродного анализа догадки подтвердились. Но главное – в погребении был обнаружен костяк мужчины, а рядом,за затылочнойчастью его черепа, находился еще один фрагмент черепа. Он выступал в роли шкатулки-хранилища, под которой находился богатый сопроводительный погребальный инвентарь. Это наконечники стрел, различные костяные изделия, игольник.
Найденный костяк находился на хранении вУсть-Илимском краеведческом музее. Оттуда он был передан археологам НИЦ «Байкальский регион» для исследований. Сейчас с артефактом работают антропологи из Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва). Специалисты определили, что фрагмент черепа женский. На нем отсутствует затылочная часть, которая была преднамеренно отрезана, вследствие чего череп напоминает маску. В верхней части черепа на лобной кости оформлено коническое отверстие овальной формы. Ученые пытаются понять, зачем это было сделано.
Дмитрий Лохов объясняет, что наличие в погребении костей другого индивида относит этот комплекс к разряду уникальных. На территории Северного Приангарья (нижнее течение реки Ангары – от Братска до впадения Ангары в Енисей) широко распространены различные манипуляции с черепом погребенного: отсутствие черепов, наличие «чужого» черепа (то есть, например, костяк принадлежит мужчине, а череп – женский). В данном же случае археологи столкнулись с неординарным элементом погребального обряда. Специально подготовленный фрагмент черепа со следами резки позволяет предположительно интерпретировать его как маску, культовое назначение которой остается под вопросом. На данный момент какие-то аналогии можно провести только с черепом с могильника Сосновый Мыс (располагается в 80 км ниже по течению рекиАнгары). У него, по некоторым сведениям, также отсутствовала затылочная часть, а в глазницах находились диски из мраморовидного кальцита. Специалисты планируют получить доступ к этой находке, чтобы найти ответы на многие вопросы.