07.06.2017 00:03
Рубрики
Общество
Текст
Советник губернатора Иркутской области, профессор, доктор юридических наук Сергей ШИШКИН
Текст:
Советник губернатора Иркутской области, профессор, доктор юридических наук Сергей ШИШКИН
07.06.2017 00:03

Земельный вопрос в России требует справедливого решения

Редкий закон привлекал в последнее время такое внимание общественности и специалистов, как законопроект о «лесной амнистии». Недавно Государственная дума приняла его в первом чтении, но страсти продолжают бушевать, и кто-то продолжает выражать свое несогласие.

Законопроект о «лесной амнистии» разработан правительством страны и предполагает, по сути, признать приоритетность интересов граждан в оспаривании вопросов, связанных с использованием тех или иных земель. Подавляющее большинство экспертов убеждены, что закон это правильный – для людей. И его надо принимать, прежде всего, потому что непрофессионализм инстанций, которые в свое время занимались так называемым разграничением земель, – колоссальный.

Законопроект призван устранить массу противоречий в сведениях Государственного лесного реестра и Единого госреестра недвижимости, так как по документам одни и те же земельные участки числятся и за лесным фондом, и входят в земли населенных пунктов.

Руководитель Росреестра Виктория Абрамченко считает, что пересечения и наложения существуют в 1,5 млн случаев. Это приводит к многочисленным казусам. Если суммировать все учтенные в реестрах земли, Россия получится по территории в полтора раза больше, чем на самом деле.

Но ладно, если бы речь шла только о математике и геометрии. Ситуация вокруг спорных земель зашла в тупик и грозит вылиться в прямой протест людей, многих из которых, по сути, лишают жилья. Зачастую единственного. Более того, в некоторых случаях речь может идти о том, что будут признаны недействительными границы некоторых населенных пунктов, а значит – незаконными жилые дома, в которых много лет живут сотни, тысячи людей.

Если в Иркутской области, например, нечто подобное произойдет с границами поселений Иркутского района, то это может перерасти в проблему социальную и даже – политическую. Общеизвестно: когда власть не в состоянии обеспечить законность и спокойствие проживания людей, то они наверняка будут реагировать на это.

Даже Росреестр – организация, не склонная к драматизации проблемы, приводит данные, что в стране 377 спорных участков площадью 1,5 млн га. А председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и вовсе считает, что площадь спорных участков значительно выше. По его оценке, она составляет 3,7 млн га.

Острая ситуация сложилась во многих регионах, и недаром она стала предметом обсуждения у президента страны, который пригласил на встречу губернатора Московской области Андрея Воробьева. В ходе этой беседы глава государства отчетливо обозначил свою поддержку тем, кто ратует за лесную амнистию.

Между тем данный вопрос имеет массу нюансов.Разграничение земель планировалось провести в 90-х годах. Тогда структуры Рослесхоза и Росимущества на территории нашей области должны были, говоря простым языком, провести проверку имеющихся территорий, понять их предназначение в согласовании с территориальными органами власти и оформить соответствующие документы. Часть земель должны были быть закреплены как федеральные, другие – с учетом сложившихся обстоятельств (например, развитием городов и необходимостью иметь дополнительную территорию под инфраструктуру) – переведены в разряд региональной или муниципальной собственности.

К сожалению, ни Рослесхоз, ни Росимущество такую работу своевременно не выполнили. В связи с чем, значительная часть земель сохранила статус, право государственной собственности на которые не было разграничено.

В силу закона данной категорией земель распоряжались органы местного самоуправления.Таким образом, в стране появились тысячи садоводств (ДНТ и СНТ).По результатам проведенных в 2013–2015 годах работ по постановке на кадастровый учет земель лесного фонда, были выявлены участки, состоящие на кадастровом учете с иной категорией земель – земли сельхозназначения или земли поселений, но фактически расположенные в лесном фонде.

В настоящее время в производстве региональных судов общей юрисдикции и арбитражных судов различных инстанций находятся тысячи исков, инициированных Росимуществом и Рослесхозом, об истребовании из «чужого незаконного владения» спорных земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

Юристы, представляющие в этих спорах интересы граждан, обращают внимание на следующее. В судах госструктуры, в обоснование своих доводов о принадлежности спорных земельных участков к федеральным землям, представляют правоудостоверяющие документы «сомнительного качества», содержащие признаки фальсификации. В некоторых из дел есть заявления о фальсификации, процессуальные решения по которым не приняты.

Безусловно, эти судебные разбирательства вызывают высокий общественный резонанс, поскольку данные споры затрагивают интересы сотен семей Иркутской области. Для поиска компромиссного решения по этому вопросу в августе 2016 года при правительстве Иркутской области была создана рабочая группа, в состав которой включены представители садоводств, министерств лесного комплекса и имущественных отношений.

В сентябре 2016 года губернатором Иркутской области Сергеем Левченко и депутатами Заксобраниябыли инициированы обращения в адрес президента России Владимира Путина и премьер-министра России Дмитрия Медведева о необходимости введения моратория на изъятие земельных участков у граждан, расположенных на землях лесного фонда и на предъявление новых судебных исков членам ДНТ и СНТ.

Кроме того, губернатор и депутаты ЗС просили включить Иркутскую область в список регионов, участвующих в пилотном проекте по «земельной/лесной амнистии».Большую активность по данному вопросу занимают депутаты Госдумы от Иркутской области.

Следует отметить, что на парламентских слушаниях в Москве представителями иркутского отделения ОНФ были озвучены поразительные факты: часть земель в Иркутском районе Иркутской области (по Байкальскому тракту), своевременно не прошедших кадастровый учет, в настоящее время имеют даже не двойной, а тройной учет, т.е. одновременно являются землями сельхозназначения, землями лесного фонда и землями поселений.

Например, в 2016 году участники СНТ «Мечта» узнали, что земли, которые они несколько лет назад приобрели с соблюдением всех предписанных законодательством процедур, относятся к лесному фонду. Кроме того, эти земли переданы Иркутскому сельскохозяйственному институту (ныне ИрГАУ), а следовательно, это земли сельхозназначения. А согласно данным Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав, на который люди и ориентировались при покупке участков, эти земли являлись землями поселений!

В населенных пунктах Сухая падь и Добролет все, кто оформлял жилье с 1992 года, а это основная часть жителей, с 2014 года отстаивают в судах право проживания в собственных домах. Их строения признали незаконными. И целые населенные пункты, созданные еще в 50-х годах прошлого века, фактически оказались сейчас вне закона.

Можно долго рассуждать о причинах сложившейся ситуации при оформлении государственных земель, говорить о том, что в начале 90-х годов один социально-экономический строй и уклад сменился на другой. Сверхбыстрыми темпами начала меняться и нормативно-правовая база, и к этим условиям были далеко не все готовы.

Но допущенные ошибки прошлых лет было бы не справедливо перекладывать только на плечи населения, простых граждан.

Полагаю, что закон о «лесной амнистии» может разрешить возникшую конфликтную ситуацию. В данной ситуации понятна и роль государства: невзирая на ошибки отдельных ведомств, необходимо обеспечить стабильность и устойчивость гражданского оборота.