14.06.2017 10:50
Теги
#ДТП
14.06.2017 10:50

Скрылся с места ДТП

Если бы незабвенный Эльдар Рязанов позволил героям своего фильма «Вокзал для двоих» скрыться с места совершенного ими дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб человек, то, скорее всего, это была бы уже не комедия, а трагикомедия или драма. Но музыкант Платон Рябинин, как человек законопослушный и благородный, взяв на себя вину за содеянное, по решению суда отправляется в колонию отбывать наказание вместо своей жены.

Так все выглядит на экране. Однако инспекторы ГИБДД Приангарья гораздо ближе к правде жизни. Они знают десятки, сотни реальных сюжетов, в которых водители автомобилей, сбившие пешехода, нисколько не мучаясь угрызениями совести, стараются поскорее исчезнуть с места аварии, уничтожить следы преступления и вообще делают все, чтобы избежать возмездия в то время, когда где-то на обочине, возможно, умирает раненный ими человек.

За четыре месяца нынешнего года на дорогах области было совершено 127 ДТП, виновники которых трусливо уехали, оставив после себя на дороге 124 травмированных и трех мертвых пешеходов. Если эту печальную статистику не удастся изменить, то к концу года, следуя неумолимой логике, цифры возрастут втрое.

Ничтожный шанс

Ночью 16 мая фельдшер скорой помощи сообщила в дежурную часть межмуниципального отдела МВД России «Боханский» о том, что на автодороге Усть-Уда – Иркутск обнаружено изуродованное до неузнаваемости тело мужчины. Прибывшие сотрудники следственно-оперативной группы изъяли с места аварии фрагменты белого лакокрасочного покрытия автомобиля и установили, что погибшим является 36-летний житель села Новая Уда.

В тот же день, проверив все белые автомобили в окрестностях, сотрудники уголовного розыска и инспекторы ГИБДД выяснили, что к гибели пешехода причастен 40-летний ранее судимый за грабеж житель того же села, управлявший чужой автомашиной «Тойота Королла» и находившийся под воздействием наркотических веществ. Поначалу подозреваемый категорически отрицал свою вину, и только предъявленные следователями неопровержимые доказательства заставили его дать признательные показания.

Оказалось, что, разогнав иномарку до бешеной скорости и сбив человека на трассе, он еще около двадцати метров протащил его по асфальту, а затем поспешил скрыться. Когда спрятанную «Тойоту» изъяли, эксперты обнаружили под ее днищем кровь и фрагменты тела погибшего.

Свое поведение виновник этого происшествия объяснил тем, что в первые минуты после удара он находился в шоковом состоянии и попросту не понимал, что делает. Когда немного отошел от стресса, прибавилось осознание того, что его наркотическое опьянение станет отягчающим обстоятельством и неизбежно повлечет за собой суровое наказание. И хотя он понимал, что сотрудники полиции рано или поздно «достанут» его, все же надеялся на ничтожный шанс остаться безнаказанным.

Ради короткой отсрочки

Так же или примерно так рассуждают многие из автомобилистов, скрывшиеся с места аварии, а некоторые из них предпринимают активные действия, чтобы уйти от возмездия.

– Одни бросают свой автомобиль в каком-нибудь неприметном дворе, – рассказывает инспектор по особым поручениям отдела дорожно-патрульной службы областного УГИБДД Дмитрий Суржиков. – Другие загоняют его в так называемый отстойник – пустующий гаражный бокс. Третьи торопятся открутить номера транспортного средства. Есть и такие, кто ищет более радикальные средства. Скажем, перекрашивают машину или заявляют ее в угон. Однако все эти ухищрения – лишь короткая отсрочка. 81 из 127 нарушителей такой категории с начала года мы уже нашли, поимка остальных – дело времени.

И это не дежурная фраза сотрудника подразделения розыска. Например, в августе 2015 года в деревне Лобагай того же Усть-Удинского района неустановленный водитель сбил шедшего по обочине дороги четырехлетнего мальчика и скрылся. Травмированный ребенок попутным транспортом был доставлен в медучреждение, но от полученных травм скончался. Введенный в районе план «Перехват» результата не дал, и установить по горячим следам виновника ДТП не удалось. Его розыск не прекращался почти два года. И вот в ходе оперативно-розыскных мероприятий сыщики получили информацию о причастности к происшествию 28-летнего владельца минивэна Toyota Gaia, проживающего в областном центре. Но опросить подозреваемого они смогли не сразу, поскольку тот спешно уехал на север области. Несмотря на это, при содействии оперативников из пункта полиции, дислоцирующегося в поселке Ербогачен Катангского района, местонахождение скрывшегося водителя было установлено. Он признался в содеянном.

В ходе следствия выяснилось, что, пытаясь избежать ответственности, молодой человек частично изменил окраску кузова автомобиля, спрятал его в садоводстве на территории Ленинского района Иркутска, а сам поменял место жительства. В настоящее время подозреваемому предъявлено обвинение по части 3 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека). Санкция указанной нормы права предполагает до пяти лет лишения свободы.

По этой же статье закона будет осужден и автомобилист из города Черемхово. Днем 24 апреля он на своей «Тойоте Камри» сбил находившихся на обочине 32-летнюю женщину и ее 10-летнюю дочь. Школьница погибла на месте, ее мать госпитализирована с тяжелыми травмами. Не оказав никакой помощи потерпевшим, водитель бросил иномарку на месте ДТП и убежал.

Ложь во спасение?

По словам тех, кто расследует обстоятельства подобных инцидентов, их фигуранты в свое оправдание приводят, как правило, малоубедительные, а порой и просто нелепые аргументы. Скажем, одна автоледи заявила, что не заметила, как наехала задними колесами на пожилую женщину потому, что в салоне звучала громкая музыка. Другая молодая дама, 13 февраля сбившая иномаркой подростка на улице Лермонтова в Иркутске, объясняя причину оставления места аварии, сказала: ей будто бы показалось, что мальчик запнулся и сам упал. Третий, 56-летний ангарчанин, управлявший автомашиной «Мицубиси Этерна», допустив наезд на девятилетнюю школьницу на пешеходном переходе, пояснил сотрудникам полиции, что после ДТП он якобы растерялся, поэтому не вызвал ни инспекторов ГИБДД, ни скорую помощь, а просто уехал.

Допустим, что такая ложь «во спасение собственной шкуры» сработает. Но ведь солгавшим придется с этим жить и постоянно сознавать, что по их вине ребенок или старушка погибли либо стали инвалидами.

Законопослушные «наполовину»

Впрочем, существует и другая категория автомобилистов, которые нанесли увечья пешеходу. Их можно условно назвать «наполовину законопослушными». Речь идет о тех, кто сразу после аварии доставил пострадавших в больницу и только потом поехал по своим делам, будто ничего не случилось.

– Но ведь они не просто сбежали, а действовали из лучших побуждений! – скажет не посвященный в нюансы законодательства читатель. – Чтобы не терять время, отвезли раненых в больницу. Может быть, спасли чью-то жизнь. Неужели это тоже расценивается как оставление места ДТП?

– На этот вопрос законодатель отвечает однозначно: да. Все-таки лучше воспользоваться попутным транспортом, чтобы доставить раненых в медицинское учреждение (в некоторых случаях перемещать тяжело травмированного человека вообще нельзя), – говорит Дмитрий Суржиков. – Но даже если водитель принял решение сделать это лично, он обязан вернуться на место происшествия, сообщить о нем в полицию и дождаться прибытия экипажа ДПС.

Месяц назад на пересечении улиц Ворошилова и Горького в Ангарске водитель автомашины «Ниссан Марч», выполняя поворот направо, не уступил дорогу женщине с маленькой дочерью на руках, переходившей улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Произошло столкновение. В результате женщина упала и выронила ребенка, который получил ушиб. Сразу после ДТП водитель доставил пострадавших в городскую детскую больницу. Но несмотря на заявление ангарчанки о том, что она намерена официально обратиться в органы внутренних дел, виновник происшествия покинул приемный покой и скрылся.

Это ДТП, попавшее в объективы камер видеонаблюдения, вызвало широкий общественный резонанс в городе нефтехимиков. Вот как прокомментировала его член Общественного совета при ГУ МВД России по Иркутской области Наталья Дубровина:

– Каждый из нас может привести многочисленные примеры безответственного, а порой откровенно преступного поведения владельцев автотранспорта на улицах городов.

Еще 15–20 лет назад мы, будучи подростками, безбоязненно направлялись в школу, переходя несколько городских улиц, и никто из взрослых нас не сопровождал. Мне скажут: «Вспомнила! Да с тех пор число транспортных средств возросло в десятки раз, ритм жизни и скорости бешеные. Не тормози!

Вот некоторые лихачи и не тормозят. Даже тогда, когда перед бампером их автомобиля идет человек. Конечно, инфраструктура города стала гораздо удобнее: дорожные знаки, четкая разметка, современные светофоры, посты ГИБДД. Казалось бы, все это должно обеспечить нам безопасность, но статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о другом. Да я и сама это вижу. Ежедневно по пути на работу проезжаю семь перекрестков. И не было такого дня, чтобы не наблюдала нарушений правил со стороны того или иного участника дорожного движения. Особенно тревожно, когда под колесами автомобиля оказывается идущий по «зебре» пешеход. Именно в такие ситуации чаще всего попадают школьники и пожилые люди.

Не могу поверить, что в данном конкретном случае взрослый человек, находившийся за рулем «Ниссана», не знал о необходимости после такой серьезной аварии вызвать службу ГИБДД и оформить все, как положено, чтобы не попасть в позорный список скрывшихся с места происшествия. Существует же набор правил и заповедей, переступать через которые не просто безнравственно, а преступно.

Нельзя весь город обвесить камерами видеонаблюдения, нельзя на каждом перекрестке поставить сотрудника ДПС, нельзя внушить правонарушителю, которого уже десяток раз задерживают за езду в пьяном виде, что он подвергает опасности ни в чем не повинных людей и превращает улицы города в минное поле!

Это даже не комментарий, а крик души человека, всерьез озабоченного ситуацией на дорогах родного города. Как говорится, ни убавить ни прибавить.

Водителя тоже защищает закон

Впрочем, можно добавить один существенный момент. Порой причиной ДТП становится несоблюдение свода правил поведения на дороге самими пешеходами. А значит, не всегда водитель виноват, его тоже защищает закон. Однако каждый сознательный автовладелец должен знать, как поступить, если он при стечении тех или иных обстоятельств сбил человека.

Вот алгоритм его действий:

Водитель ни в коем случае не должен покидать места ДТП.

Согласно п. 2.5 Правил дорожного движения РФ ему надо остановить транспортное средство на том месте, где был сбит пешеход.

Если у пешехода есть повреждения, необходимо незамедлительно вызвать скорую помощь, а затем сотрудников ГИБДД и дождаться их приезда.

Зафиксировать данные очевидцев, адреса их места жительства, номера контактных телефонов.

Постарайтесь найти следы аварийного торможения. Установите аварийный знак в начале следов, чтобы они не были затерты проезжающими мимо машинами.

Внимательно осмотрите место аварии. Постарайтесь сохранить все осколки и другие детали, указывающие на причину и последствия аварии.

Задействуйте видео- и фотосъемку. Зафиксируйте всю обстановку на месте аварии: следы, обломки, сбитого пешехода.

Принимайте участие в составлении протоколов и сборе доказательств инспекторами ГИБДД.

При разговоре с сотрудниками дорожной полиции ведите себя корректно, постарайтесь сохранить самообладание. На упущенные ими детали указывайте в спокойной форме.