Кино:Нелюбовь
Кого не любят русские?
Россия, 2017, 127 мин., 18+
Режиссер: Андрей Звягинцев
И снова кипят страсти по Андрею. Что ни фильм, то буря чувств и эмоций, начиная – да он просто гений, заканчивая – да он, гаденыш, родину не любит. Причем фильм любой, будь то «Левиафан», изобилующий сюжетными пустотами, или практически совершенная «Нелюбовь». Когда речь заходит о Звягинцеве, всегда возникает политика, а хочется о кино.
Так вот, собственно, о кино. Тихая осень, голые деревья, утки в пруду. Из школы выходят дети. Один из них Алеша, ему 12 лет, и его родители разводятся. Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) Слепцовы продают квартиру и разъезжаются. Он – к тупенькой блондинке, беременной от него, она – к богатому мужику. Квартира продается не особо ходко, но это не беда. Главное, они не знают, куда деть мальчика.
Отец, чтобы оставить его у бывшей, использует аргумент – ну ты же мать. Мать отвечает – в таком возрасте ему больше нужен отец. Но отцу сын не нужен. Есть еще вариант оставить его у бабушки, но бабушка не хочет. И когда зритель познакомится с этим сгустком ненависти, становится понятно почему. В итоге родители планируют отдать сына в интернат, мол, ничего, не помрет, привыкнет, а там и армия скоро.
Он, загруженный проблемами, кредитами и предстоящим разводом, едет к блондинке. Она вся такая соблазнительная и игривая со своим мужиком предается любовным утехам. Все хотят счастья и жаждут любви. А пока они все это жаждут, бедный мальчик уходит, потому что он тоже хочет счастья и любви, а вот в интернат не хочет.
Наверное, Звягинцев хотел, чтобы несчастное дитя было жальче всех. И, наверное, 99% зрителей мальчика очень жалко. Но с мальчиком-то как раз все однозначно, а вот он и она будут еще долго гореть в аду своей нелюбви. Их надо пожалеть, над ними порыдать. Но ни того ни другого делать не хочется.
В этом фильме Звягинцев удивительно точен в деталях, диалогах. Нет той расхлябанности, как в «Елене» или «Левиафане», а лучший отечественный оператор Михаил Кричман создает такую картинку, что любой кадр фильма можно вырезать и вешать на стенку.
Ну да, Звягинцев настойчиво и сознательно тычет зрителю в глаза современностью, но, может быть, не стоит обобщать, идти у него на поводу. А решить, что это кино не про то, что «русские не любят детей» или «русские не любят друг друга», а про то, что Женя и Борис не любят друг друга и не любят Алешу. А волонтеры, которые полфильма ищут мальчика, может, и не образ тех, кто спасет Россию. Они вообще как роботы и единственные неживые в этом фильме. А мертвецы никого не могут спасти. И бег на тренажере Жени в финале в российской олимпийской форме с надписью «Россия» под новости с войны на Донбассе – это не очередной наезд режиссера на родину – это он нам птицу-тройку показывает.