Барлукские сказы
1 июля Барлук отмечает 360-летие. Это самое старинное село в Куйтунском районе. Со здешней землей связано немало удивительных, порой мистических историй. Неподалеку от села совершенно случайно была обнаружена стоянка древнего человека с наскальными рисунками и множеством артефактов, в конце XVII века построена казачья застава и первая церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в день начала Отечественной войны 1812 года произошло невиданное наводнение. Одно из необъяснимых явлений довелось испытать еще в студенческие годы и мне.
Встреча с юностью
Для меня Барлук – первая в жизни деревня, в которой я оказалась вместе с группой студентов филфака, когда после первого курса мы проходили фольклорную практику. Здесь я, городской житель, впервые увидела кур и коров, деревенскую избу и бескрайние поля с наливающимися колосьями пшеницы. Днем мы с девчонками бодро шастали по дворам в поисках «народного творчества», а вечерами жгли небольшой костерок возле интерната, в котором жили, пели под гитару песни. А еще держали оборону против местных женихов, приезжавших знакомиться на большущих тракторах. Они освещали фарами интернатские окна, требуя от нас выйти на свидание. Помню, как здешние бабушки-дедушки охотно зазывали в гости: рассказывали старинные сказки и легенды, лихо «кричали» частушки, аккомпанируя себе на гармошке и балалайке, щедро приправляя фольклор солеными словечками. А мы, заливаясь румянцем, ставили вместо них в своих табличках многоточия. Все от души угощали деревенским молоком, сметаной и творогом с медом, подолгу не отпуская из-за стола, а мы, чтобы отблагодарить гостеприимных хозяев, устраивали концерты в местном клубе, построили который, между прочим, негры – стройотряд студентов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. «Какая теперь жизнь в Барлуке? – думала я, подъезжая к селу. – Вряд ли что-то узнаю, а тем более разыщу знакомых. 35 лет прошло. Целая жизнь…» Но первая же встреча развеяла сомнения.
– Вам же история села интересна? – поинтересовался глава МО Евгений Филиппов. – Давайте я вас с нашей легендой познакомлю – Ольгой Генриховной Шпонарской. Она 58 лет отработала в школе. Долгое время была директором, преподавала историю. Никто вам так интересно о Барлуке не расскажет, как она. Я сам у нее учился, знаю, что говорю.
Самое удивительное, что Ольга Генриховна, едва взглянув, сразу же меня вспомнила! Улыбнулась: «Приехала, стало быть. А помнишь, где стоял дом, в котором вы тогда жили?»
– Нет, – растерялась я.
– Так рядом со школой. Там тогда интернат был, а теперь – школьный музей. А я всех вас очень хорошо запомнила. Такие задорные девчонки! Помнишь, как вы ночью ко мне полуодетые прибежали? Тогда с гор какой-то белый шар спустился и завис над вашей полянкой. А вы перепугались и деру!
Об этом событии, конечно, забыть невозможно. До сих пор дрожь пробирает при воспоминании. Что это было: шаровая молния или НЛО, до сих пор непонятно. Во всяком случае, в моей жизни это была первая и, к счастью, пока единственная встреча с паранормальным явлением.
Ожившая летопись
Говорить о Барлуке Ольга Генриховна может бесконечно. Она живет в селе с 1943 года.
– На первом курсе педуниверситета у нас была археология, которую вел профессор Павел Павлович Хороших, он также преподавал и в университете. Я ему рассказала про свое село, заинтриговала, вот он и решил приехать. Было это в 1958 году. Набил со студентами шурфы, и накопали они огромное количество материала: рубила, нефритовые пластинки, каменные зернотерки, пестики, наконечники стрел, скребки, проколки… А еще нашли множество бивней и костей мамонта, черепа и кости шерстистого носорога, оленя и тура. Это была стоянка древнего человека…
Позже часть этих экспонатов легла в основу школьного краеведческого музея, созданного в 1961 году преподавателем истории Иннокентием Васильевичем Анциферовым. Самое ценное увезли в Иркутск, кое-чем поделились с районом. Удивительно, но артефакты и в самом Барлуке, и возле села находят до сих пор. На улице Степной, что перед самой школой, несколько лет назад, например, копали колодец и обнаружили практически целого мамонта, а расширяя подполье в доме на соседней улице Кирова, нашли каменный нож. После экспертизы установили, что его возраст – более 15 тысяч лет! Старинным монетам и вовсе здесь нет числа. Встречаются даже раритетные награды.
В музее нынешний его руководитель Елена Ротанова, также бывшая ученица Ольги Шпонарской, показала все удивительные находки каменного века, сделанные в натуральную величину копии наскальных рисунков, которые были обнаружены вниз по реке Оке между Заволем и Юльевкой, сейчас, к несчастью, затопленные Братским морем, а еще рассказала историю села.
Изначально на здешней земле селились буряты, а с XVII века началось проникновение русских землепроходцев. Группа казаков, возглавляемая Тирских, следуя из Братска, поднималась на судах по реке Оке, как вдруг из-за поворота им открылся пологий безлесный берег. На нем стояли три рубленых дома и девять бурятских юрт. Казаки пристали к берегу для объясачивания бурят, но последние, дав при разговоре согласие на уплату ясака, ночью, пока казаки спали, тихо снялись с места и скрылись в Балаганских просторах. Утром казаки так и не смогли их разыскать, а на месте схода на берег образовали заставу. Нарекли ее Барлуцкой, потому что эту местность именно так называли буряты. Краеведы впоследствии долго пытались выяснить значение слова. Кто-то переводил его как «каменный мешок», но в итоге выяснилось, что «барлук» – это «правый ключ». Действительно, стойбища, когда их увидели казаки, размещались по правому берегу небольшой речушки. Вода в ней оказалась непригодной для питья, а вот в ключах, вытекающих от реки по правую сторону, была удивительно вкусной.
Датой образования заставы считают 1677 год. О том, что она действительно существовала, свидетельствует челобитная на имя царя Петра I от письменного головы Братского острога Христофора Кафтырова. Барлукская застава подчинялась Братскому острогу Илимского воеводства. Постепенно кроме казаков она заселялась крестьянами-хлебопашцами. По данным государственного архива Иркутской области, к началу XVIII века к Барлукской слободе относилось 30 деревень и селений, в которых проживало 257 душ мужского пола. Первая церковь в Барлукской слободе была построена в 1719 году. До возникновения Московского тракта она была единственной на огромном пространстве от Иркутска до Красноярска.
В Барлуке в свое время останавливались известные путешественники и ученые: Герард Миллер, издавший впоследствии «Описание сибирского царства», и Степан Крашенинников, автор книги «Описание земли Камчатки», бывал здесь Белл, иностранный дипломат, состоявший на русской службе. По ведомости «сошедших» крестьян на Московский тракт из Барлукской слободы можно установить, как жили в то время люди. Когда заканчивались полевые работы, занимались извозом, получая доход «с бичика» – перевозки грузов в Жигалово, Иркутск, Канск. На полях выращивали разные культуры: озимую рожь, ярицу, пшеницу, коноплю, ячмень, горох, овес. По сохранившимся данным 1774 года, в Барлукской волости был получен необычайный, самый высокий урожай в Предбайкалье. Кроме земледелия местные жители занимались кожевенным и кузнечным делом, мукомольным и винокуренным. Постепенно образовывались зажиточные семьи, появлялись купцы.
Легенды и судьбы
В Барлуке из уст в уста на протяжении веков передается легенда, подкрепленная, кстати, вполне реальными фактами. «24 июня 1812 года, когда началась Отечественная война, в сибирском селе произошла катастрофа. Тогда оно располагалось вдоль нижнего берега Оки. В тот июньский день была свадьба у Сахаровских. Деревянная церковь, где проходило венчание, находилась на пригорке у окраины – «за боком». Ее и называли Забокской. Когда люди вышли на улицу и взглянули на реку, увидели, как на них катится огромный серебристый вал высотой более 9 метров. Он как шел, так и слизнул вмиг все село, с людьми, скотиной, домашним скарбом… В живых остались только те, кто жил на заимках, работал в поле или находился в церкви. Когда вода ушла, жители решили на этом месте поставить часовню и стали селиться по противоположной, более высокой стороне от реки». Место прежнего поселения можно обнаружить и сейчас, так как до сих пор сохранились срубы фундаментов домов и остатки печей. Черные копатели и сегодня собирают там старинные монеты, игрушки, посуду и утварь.
Не менее интересна история о том, как в Барлуке узнали о революции. Откуда про нее прознал местный паренек Ивашка Кипрушин – неведомо, а вот как он это событие преподнес односельчанам, люди помнят со слов старожилов: «Дома Ванька взял огромного черного кота и пришел с ним на молитву в церковь. Батюшка начал службу, а он поднял армячишко да и выпустил животину. Кругом начался переполох: что такое, кто посмел?! Поп прервал молитвы, тут Ванька и заорал: «Царя скинули! Революция!» Потом этот Ванька, говорят, закончил Барлукскую церковно-приходскую школу, учился в Куйтунской, после поехал в Иркутск, а потом в Ленинград, где стал ректором института имени Герцена. В первые годы Великой Отечественной войны он ушел на фронт, где и погиб.
С благодарностью вспоминают в Барлуке купца Филатова, который жил в большом доме, недалеко от церкви. Его дочь училась на лекарских курсах, а после вернулась в село. В доме отца ей была отведена отдельная комната, где она принимала и лечила больных. Тогда же купцом была открыта первая в округе частная аптека. В начале XX века Филатов решил построить больницу. В 1906 году ее строительство было завершено. Ссыльные поляки вручную украсили здание. Больница, кстати, действует до сих пор. Добротное строение ни разу не потребовало капитального ремонта!
1941 год принес большую беду для всей страны. Старожилы вспоминают, как 8 июля в Барлуке забрали на фронт сразу 68 мужчин. Всего же на передовой Великой Отечественной воевало более 500 жителей села. Были в селе семьи, из которых ушло защищать Родину по несколько человек. После войны вернувшиеся фронтовики, старики и женщины стали налаживать колхозную жизнь. Колхоз «Ленинский путь» выполнил план хлебозаготовок и закупок продуктов животноводства. Впервые в Барлуке было присвоено звание Герой социалистического труда. Его удостоили Георгия Подрезова.
Вскоре колхоз укрупнили, преобразовав в совхоз. 1970-80-е годы стали периодом его расцвета. В это время были построены пять животноводческих ферм, птичник, новая хлебопекарня, жилые двухквартирные дома, несколько типовых свинарников, витаминный цех, запущены лесопильный цех и современный дом культуры. Посевная площадь расширилась более чем на 13 тыс. га. Это золотое время мы как раз и застали, охотясь за фольклором. Поэтому и осталось оно в памяти как воспоминание о юности, а еще о сытой и благополучной сельской жизни на фоне городских продуктовых талонов.
Нынешние реалии
После того, как прошла реформа местного самоуправления, Барлук стал центром муниципального образования. Сейчас в его состав входят села Бурук, Окинск и Броды. Общая численность населения – без малого 2 тыс. человек. Вместо совхоза с 2005 года работает сельхозпредприятие ООО «Авангард», являющееся крупнейшим во всем Куйтунском районе. Занимаются разведением КРС, овцеводством, табунным коневодством и растениеводством. Нынче под посевы распахали 4 тыс. га пашни – вдвое больше, чем в прошлом году. Поголовье молочного стада превышает две сотни. Кроме коров черно-пестрой породы еще держат столько же герефордов, развивая мясное направление. Постоянно на предприятии трудоустроено 70 человек, на сезонные работы привлекают еще около 50. Работает молочный цех. Часть молока сдают в «Янту», а более тонны в сутки пакетируют, снабжая им все учреждения образования района. Кроме молока производят еще сметану, творог и удивительно вкусный сыр, за которым выстраиваются в очередь все жители Куйтуна, близлежащих сел и деревень. Барлучане, привычные к сельскому труду, по-прежнему держат на своих подворьях много скота, засевают под корма паевые земли, доставшиеся после ликвидации совместного хозяйства.
Социальная сфера представлена Барлукской средней школой, в которой сегодня обучается около 200 учеников, детским садом, домом культуры и участковой больницей. Четыре года назад в село приехала молодой стоматолог – Маргарита Аганесян, работает педиатр, а вот своего терапевта и хирурга здесь нет. Прием ведут доктора ЦРБ, наезжая в Барлук пару раз в месяц.
Чтобы хоть как-то развиваться при скудном сельском бюджете, местные власти при поддержке района участвуют в областных программах и проектах. Так, на деньги «Народных инициатив» в клубе полностью заменили деревянные окна на пластиковые. Для нужд работников культуры приобрели микроавтобус. За счет регионального бюджета отремонтировали школьный спортзал, а по программе «Чистая вода» в селе Броды сделали проект на бурение скважины. Довелось барлучанам также немного поучаствовать в программе «Модельные клубы Приангарья». В 2014 году они получили 1 млн рублей, купили костюмы, световое и музыкальное оборудование, однако, к сожалению, на этом областные вливания закончились, хотя должны были бы продолжаться еще два года. Местный бюджет не смог принять участие в софинансировании программы. Теперь сельское руководство пытается войти в проекты «Устойчивое развитие села», чтобы построить многофункциональные детские площадки, и «Капитальный ремонт домов культуры», надеясь привести в божеский вид здание клуба постройки конца 70-х годов прошлого века.
Творческие чародеи
Если говорить о культурной жизни села, Барлук – настоящий кладезь. При клубе работают несколько хореографических коллективов, кукольный театр, кружок «Мастерилка» и вокально-инструментальный ансамбль. Открыт филиал Куйтунской районной школы искусств, а благодаря преподавателю ИЗО Марине Макаровой и ее сыну Александру появились и вовсе уникальные мастерские: гончарная «Чародея» и кружок «Узорочье», в котором ребятишки под руководством мастера сделали макеты старинных архитектурных памятников русского деревянного зодчества. Чего здесь только нет, например, усадьба зажиточного крестьянина, над которой в мастерской трудились три месяца. Кроме широкого просторного двора, главного дома и хозяйственных построек, вырезаны обитатели усадьбы – маленькие фигурки людей и домашние животные; крепость Мангазея.
«Златокипящий» торговый город сгинул в сибирской тайге на рубеже XVII-XVIII веков. Несколько лет назад на месте Мангазеи проводила раскопки экспедиция академика Окладникова. По ее результатам Александр Федотов вместе с детьми и сделал реконструкцию старинного города, как положено, с высоченными стенами, башнями, стрелецкими казармами, пушно-меховыми складами, часовней. А еще смастерили уменьшенные копии Илимской сторожевой башни, Успенскую церковь в Кондопоге; макет Куйтунского храма всех сибирских святых, купеческий дом в Иркутске…
Марина Анатольевна три года назад, выиграв грант по линии министерства культуры, купила для школьной мастерской два гончарных круга и муфельную печь для обжига. Администрация района профинансировала поездку на обучение в Санкт-Петербург. Сейчас в «Чародее» дети изготавливают глиняные игрушки-свистульки, горшки, обереги, крынки, сувениры, декоративные светильники, а потом проводят интересные выставки.
По инициативе директора школы Оксаны Макаровой недавно организовали туристско-краеведческий маршрут «Один незабываемый день в селе Барлук». Гостям предлагают побывать в школьном музее, поучаствовать в мастер-классе гончарной мастерской, поиграть в старинные игры и совершить экскурсию к храму и участковой больнице – архитектурным памятникам села. А еще творческая инициативная группа барлучан работает над проектом создания историко-архитектурного комплекса «Барлукское подворье». Несколько лет назад он был отправлен на Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия». Какова же была радость, когда выяснилось, что он победил в конкурсе, но позже выяснилось, что деньги на воплощение задуманного – 3 млн рублей – должны были изыскать из бюджета Иркутской области. К сожалению, финансирование проекта – по-прежнему мечта. Остается только верить, что любая мечта когда-нибудь все-таки исполнится.