Сибирский стиль
Целый этап в культурной жизни Иркутска второй половины XX века можно увидеть в Галерее сибирского искусства Художественного музея. На выставке «Чтобы помнили…» представлено более 100 работ десяти иркутских авторов, юбилей которых отмечают в этом году.
– Полотна участников выставки являются ярким фрагментом «сибирского стиля» в отечественном искусстве ХХ века, – считает куратор проекта, искусствовед Тамара Драница. – Интересно, что их произведения отражают по-своему развернутые во времени творческие биографии авторов, представления о мире, природе, человеке и задачах искусства.
В двух залах галереи собраны работы, казалось бы, очень разных художников – авангардиста и новатора Виталия Смагина, реалиста Евтея Симонова, лирика Владимира Тетенькина, символиста Николая Вершинина, романтика Сергея Осинцева. Однако между ними нет никакого диссонанса, возможно, потому что их творчество отражает разные аспекты того времени, в котором они жили. Не мешает восприятию целостной картины выставки и полувековая разница в возрасте, ведь для иркутской художественной школы, несмотря на индивидуальность каждого автора, характерна преемственность поколений. Например, Степану Развозжаеву исполнилось бы 100 лет, Владимиру Тетенькину и Евтею Симонову – 90, Виталию Смагину, Артему Медведеву, Валерию Звереву – 80, Любови Имшенецкой – 70, Николаю Вершинину и Владимиру Хомуненко – 60, а Сергею Осинцеву – 50.
– Суровый романтизм в восприятии действительности в той или иной мере присущ всем этим авторам, – отметила Тамара Драница. – Представители старшего поколения очень многое в своей жизни пережили, но несмотря на это, обладали внутренней свободой, независимостью, мужеством и, наверное, верой в светлое будущее. Младшее поколение, которое начало творить в 1990-е годы, предчувствуя культурный разлом, выдвинуло на первый план драматические ноты, к этому их подталкивала окружающая действительность. Яркий тому пример – творчество Николая Вершинина, в котором мы видим страстность, отрицание, но в то же время попытку принять мир во всех его противоречиях. Такой же неуемной, страстной до жизни была Любовь Имшенецкая.
На выставке также можно увидеть акварельные портреты Владимира Хомуненко, лирические произведения Сергея Осинцева, который трагически ушел, не дожив до 40 лет.
– Для меня данная выставка не просто картины, ведь я знала почти всех этих людей лично, дружила с ними долгие годы, – отметила Тамара Драница. – Они делали добро в жизни и в искусстве, наверное, поэтому на выставке такая хорошая атмосфера.
Кстати, впервые в истории проекта большинство работ предоставлено не из фондов музея, а из частных коллекций семей и иркутских собирателей искусства.
Выставка будет работать до 23 июля.