Спасти, пока не поздно…
Как регионы осуществляют полномочия в области лесных отношений? Этому вопросу был посвящен круглый стол, организованный совместно с депутатами Законодательного Собрания комитетом Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Он прошел 26 июня в Иркутске под председательством руководителя комитета ГД Николая Николаева.
Одной из причин, по которой Иркутск стал федеральной площадкой для дискуссии по этому непростому вопросу, сталрегиональный опыт в пилотном проекте по маркировке древесины.
Выступая с докладом, председатель областного парламента Сергей Брилка отметил, что одной из основных проблем в области лесного хозяйства на современном этапе стали масштабные пожары, которые каждый год уничтожают тысячи гектаров леса, распространяясь и на жилые районы, приводя к человеческим жертвам. По данным статистики, следующей по значимости серьезной проблемой является гибель лесов вследствие повреждения вредными организмами и болезнями. И на третьей позиции – ущерб от незаконных рубок.
– Необходимо отметить, что за многовековую историю в России накоплен богатый опыт государственного и общественного управления лесами в условиях разных форм собственности и при различных формах социально-экономических отношений. На протяжении многих десятилетий экономика страны, потребности граждан в лесной продукции обеспечивались именно сохранностью лесов. Даже сразу после разрушительной войны, во время которой было уничтожено боле 20 млн. га леса, уже в 1948 году была запущена масштабная экологическая программа, включавшая лесовосстановительные работы.Вышло постановление Совнаркома о создании лесополос – так называемого зеленого каркаса страны. Они были насажены вдоль крупных рек и помогали удерживать в земле влагу, бороться с суховеями. Сейчас эти лесополосы либо разрушены, либо застроены жильем. Сегодня в России такой программы в полном объеменет. Но хороший опыт надо возвращать. Нужно не забывать о том, что «лес –наше богатство», сделать так, чтобы он приносил и экономическую пользу, и существовал как экологический щит для человека, – сказал Сергей Брилка.
Замминистра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик проинформировал коллег о том, что над Лесным кодексом ведется систематическая работа:
–Лесной кодекс установил новый формат отношений в сфере лесного хозяйства, который не прижился.Уже более 40 изменений внесено в документ с 2007 года. В нем переписывались целые главы, вносились новые статьи, разделы. Эксперты прописывали пункты охраны лесов от пожара, статьи по заготовке редких пород древесины. Сегодня мы говорим о возвращении финансовой самодостаточности лесхозам. Они всегдадостойно жили за свой счет – заготавливали и перерабатывали древесину, дикоросы, развивали лесохимию.
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев проинформировал, чтов первом чтении приняты законопроекты, направленные на возврат конкурсов для лесопереработчиков, на решение вопросов, связанных с защитными лесами. В частности, по словам депутата, идет работа по законопроекту о валежнике: нужно дать возможность населению его собирать.
Успешное решение проблем в сфере лесопользования депутат видит в том числе в четком взаимодействии властей разных уровней.
– Важно, чтобы вплоть до муниципалитета эта вертикаль протягивалась. Диалог должен быть конструктивным. Одна из его задач – выявлять проблемы взаконодательстве, чтобы эта вертикаль– от Рослесхоза до муниципалитетов – работала, – считает глава думского комитета.
Вице-спикер ЗС Иркутской области Кузьма Алдаров обратил внимание на недофинансирование мероприятий в части исполнения федеральных полномочий в сфере лесного хозяйства:
– На указанные полномочия в Приангарье необходима федеральная субвенция в размере 5,5 млрд рублей. В этом году получено 813 млн рублей, что составляет 18% от потребности. Этоприводит к снижениюэффективности при борьбе с пожарами, болезнями леса, снижению уровня контрольно-надзорной и строительной деятельности. В результате ежегодного недофинансирования по сравнению с 2003 годом численность работников пожарного парашютно-десантного отряда сократилась в два раза, летчиков — в три раза. В два раза снизилось количество арендуемых воздушных судов.
Кузьма Алдаров отметил также, что в Иркутской области 398 единиц лесопожарной техникиимеют 90% износа.
– На приобретение лесопожарной техники в 2016 году планировалось выделить 14,9 млн рублей федеральных средств, но этого не произошло, – указал депутат и предложилколлегам из Госдумы пересмотреть методику определения субвенций для области при финансировании федеральных полномочий без учета снижающего коэффициента.
комментарии
Сергей Михайлов, вице-спикер парламента Забайкальского края:
– Мы предлагаем в системе государственной лесной охраны на территории Байкальского региона создать единое авиаподразделение для борьбы с пожарами, которое будет работать в Приангарье, Бурятии, Забайкальском крае.
Юрий Матвеев, депутат Законодательной думы Хабаровского края:
–В 90-х годах в крае заготавливали 2,5 тыс. тонн дикоросов. Сейчас – 50-60 тонн. Лишь вдоль дорог частники торгуют папоротником и ягодами. Переработанных дикоросов почти нет… Причина проста:с 2006 года с вступлением в действие Лесного кодекса заготовка дикоросов стала доступна только на основе аренды лесных участков. Малый и средний бизнес оказался не у дел. В 2015 году депутаты Хабаровского края занимались разработкой соответствующего законопроекта, он подготовлен и внесен в Госдуму, где и лежит. Предлагаем собрать межведомственную рабочую группу для его доработки. Сегодня в России используется от полутора до пяти процентов ассортимента дикоросов. Думаю, стыдно нам покупать китайскую бруснику.
Сергей Серов, зампред Алтайского краевого Законодательного Собрания:
–Одна из проблем нашего края заключается в том, что Леснойкодекс регулирует выпас северных оленей, а выпас маралов – нет. Межу тем марал – это подвид европейского благородного оленя.Кто-то не поставил в документе запятую, и все – у наших мараловодов масса исков от прокуратуры по этой теме.