В натуралисты со школы
Школы Эхирит-Булагатского района внедряют концепцию непрерывного агробизнесобразования. Если современных школьников слово «бизнес» привлекает, то приставка «агро» пока, скорее, отталкивает. Как отвлечь учеников от гаджетов и научить работать на земле?
Интересный опыт
Деревенька Верхний Булай небольшая, находится в пяти километрах от Черемхово. Трехэтажное здание школы выделяется среди низеньких покосившихся деревянных домишек. Школа построена еще при советском времени, бросается в глаза давно облупившая побелка. Но не судима будет книжка по обложке: эта школа сумела за три года реализовать пилотную площадку «Школа социального партнерства». Директор Надежда Боровченко говорит, что пришкольный участок очень востребован, для некоторых ребят обед в школе – единственное горячее питание за день, многие ведь из малоимущих семей.
Своего кормильца – пришкольный участок – здесь называют не иначе как учебно-опытнический: на его территории не только выращивают овощи, но и ставят любопытные опыты. Территория поделена на два сектора: для начальных классов и для старших. Старшеклассники нынче посадили картофель разными способами: разрезали на две части, отростками, очистками и целой картофелиной. Картошку, которую посадили очистками, будут усиленно поливать дрожжами, а осенью посмотрят на результаты своего труда.
Другой большой опыт, который проводят педагоги со школьниками – выявление нитратов в овощах и культурных пряностях. Поливают овощи «красной зеленкой» – фукорцином – и другими красящими химическими препаратами и будут смотреть, какое количество нитратов попало в растения, окрашиваются ли они.
Пришкольный участок может похвастаться ягодным питомником, небольшой капустной плантацией, масштабной теплицей. Рассаду продают населению и на эти деньги покупают необходимый инвентарь: лейки и лопатки.
С прошлого года остались фотографии урожая арбузов, а еще школьники проводили опыт по прививке огурца на тыкве, в результате появился уникальный гибрид, который ребята прозвали «огурдыня», она представляла собой полосатый огурец.
От тропических кувшинок до инжира
Одним пришкольным участком агробизнесобразование не заканчивается. В здании школы создан «Музей комнатных растений», чего тут только нет, начиная от ананаса, который спокойно произрастает на сибирских просторах в цветочном горшке, и заканчивая не менее экзотическим инжиром. Были здесь в искусственном водоеме и тропические кувшинки, сейчас им дан год на отдых, поэтому они лежат в перегное. На базе музея комнатных растений работает кружок «Юный эколог» и «Юный цветовод».
Ухаживает за растениями и проводит опыты с детьми молодой биолог Наталья Игнатьева. Она окончила педуниверситет и уже пять лет работает в учебном учреждении, живет в городе, а работает в деревне, ездит сюда из Черемхово каждый день. Слушая учителя, понимаешь, как важна роль одного заинтересованного человека, любящего свою профессию и умеющего поделиться знаниями с ребятами:
– Здесь, в музее, мы проводим мастер-классы по пересадке комнатных растений, – говорит молодой педагог. – Дети учатся, как правильно пересаживать разные растения: черенками или отростками. Ребята набираются знаний и потом учат своих родителей.
Зарплата в агриках
Агробизнесобразование в Верхнем Булае это не какие-нибудь дополнительные часы, а полноценные уроки, включенные в школьную программу. Агрокласс проводится один раз в две недели по средам, в деревенскую школу приезжают преподаватели из Иркутской сельскохозяйственной академии имени Ежевского и проводят здесь уроки для 10–11 классов, изучают основы агрономии, животноводства, инженерное дело. На эти занятия съезжаются ребята из соседней деревни.
В школе создана так называемая Академия предпринимательства: дети даже придумали свою денежную единицу – агрики, также создали банк, трудовую комиссию и трудовые книжки – все как у взрослых. Свои трудовые агрики они зарабатывают и тратят в школе. Практические занятия для школьников проходят в «Белореченском» и на других сельхозпредприятиях, которые курируют школу.
Кстати, этой весной первый заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Александр Кириленко побывал в школах Эхирит-Булагатского района.
– Мы проехали все поселения, не нашли ни одного равнодушного к проблемам селян, – рассказал он. – Я вижу, что у района есть возможность в самое ближайшее время увеличить аграрное производство. Развивая агробизнесобразование в школах, через пять лет район решит проблему кадров в сельском хозяйстве, это как раз и будет результатом внедрения системы агробизнесобразования. Сейчас мы пытаемся оставить ребятишек в сельском хозяйстве, а через пять лет у нас такой необходимости не будет, они сами с радостью побегут в родные деревни к родителям.
Идут в фермеры
В Эхирит-Булагатском районе уже наметился молодежный «бум» в сельском хозяйстве.
– У нас за последние три года зарегистрировано 41 фермерское хозяйство, возраст глав в которых не превышает 35 лет, они имеют как профильное образование, так и приходят совсем из других сфер, – говорит начальник управления сельского хозяйства администрации МО Алексей Хунгуев. – Все главы КФХ получили гранты как начинающие фермеры, а также свидетельства на улучшение жилищных условий, многие из них единовременную помощь – подъемные 300 тыс. рублей. Нередки и случаи, когда в один год фермер получает и 1,5 млн рублей как начинающий фермер, больше 1 млн на строительство жилья и 300 тыс. подъемных. Около 3 млн для начинающего фермера – очень хорошая поддержка.
И все же еще есть недостаток кадров в сельском хозяйстве, которые, как известно, решают все. Начиная с сентября, в Эхирит-Булагатском районе созданы базовые школы, куда будут приезжать преподаватели Иркутского государственного аграрного университета. Организационных вопросов еще немало, тем не менее агробизнесобразованию в Эхирит-Булагатском районе быть.