Элитная станица
Хотите увидеть что-то необычное – езжайте в Куйтунский район, в поселок Третья Станица. Там в крестьянско-фермерской хозяйстве Елены Тереховой можно полюбоваться на «павлинов» – племенных голубей, увидеть русских тяжеловозов и канадских герефордов, а еще посмотреть на необычные породы кур, встретить которые вряд ли можно еще где-либо в нашем регионе.
От желтых «англичан» до белых «султанов»
Муж главы КФХ Елены Тереховой Сергей, по совместительству начальник управления сельского хозяйства Куйтунского района, долго противился нашей поездке. «Приедете, напишете, а потом проверками замучают! – объяснял он свой отказ. Наконец, уступив настойчивым просьбам, он согласился принять нас, а заодно показать необычное хозяйство.
Рассказал, что разведением породистых кур они занимаются года три.
– Птицеводство – занятие для души, а не бизнес, – несколько раз настойчиво повторил он. – Держим для себя. Ребятишки местные прибегают посмотреть, гости наезжают… У нас собрано более 20 пород. Есть такие, которых в области кроме нас никто больше не держит.
Для каждой породы выстроен отдельный вольер. И смотреть удобно, и породы между собой не скрещиваются. От увиденного разнообразия разбегаются глаза. Каких кур тут только нет: красные, желтые, снежно-белые, угольно-черные, переливающиеся всеми цветами радуги, с хвостами и без, с хохолками вместо гребешков и пухом вместо привычных перьев, с голыми шеями и шикарными «штанами»… Несушки суетливо снуют возле самых ног. Главы семейств – петухи – с достоинством держатся в сторонке, зорко наблюдая за своими гаремами. Подойдешь чуть ближе положенного к какой-нибудь пеструшке – мгновенно принимают боевую стойку, готовясь к защите многочисленных домочадцев.
– Это плимутрок, это адлеровские, рядом – кучинские юбилейные, – перечисляет хозяин. – Это самые крупные – золотистые брама, а вот это, посмотрите – аян цимани, полностью черные куры. Черное у них все – оперение, глаза, кожа, гребень, сережки, внутренние органы, мясо, кости, костный мозг, скорлупа яиц… Кровь у них тоже темно-красная, почти черная, а все потому, что организм вырабатывает слишком много меланина. Загадочные, даже мистические, но от этого, согласитесь, еще более привлекательные.
Предки здешних обитателей когда-то жили очень далеко от сибирских мест. Ярко-желтые орпингтоны, например, являются англичанками, названы они в честь города Орпингтон, который расположен в графстве Кент, откуда они и произошли, малины родом из одноименного бельгийского городка, а падуаны – из итальянского Падуя. От кур других пород они отличаются большим оригинальным хохолком на голове, густой бородкой и уникальным по виду и расцветке оперением. У петухов вообще нет гребня и сережек, а глаза красного цвета. Порода Шабо появилась в Японии, где ее разводили для украшения дворов и садов аристократической знати, а карликовая белая султанка когда-то жила исключительно в дворцовых садах султанов в бывшем Константинополе.
У породы Араукана вообще нет хвостов, у куриц аппенцеллер шпицхаубен на голове симпатичный гребешок, словно чепчик, полагающийся в традиционных швейцарских костюмах, а у китайских шелковистых – белоснежный пух вместо перьев.
Кроме необычной внешности, рассказывает Сергей Терехов, куры несут разные по окраске яйца. Амроксы, например, – единственные в мире куры, несущие яйца с голубой или зеленой скорлупой, из-за чего они считаются целебными, а малины – красного или бирюзового. Различаются ли они на вкус, хозяева пока не знают, потому что все яйца закладывают в инкубатор в надежде развести побольше особей каждой породы. Ведь пока некоторых всего по нескольку штук.
Рогатый бренд
КФХ Тереховых образовалось в 2003 году, когда в Станице обанкротилось отделение совхоза ООО «Лермонтовское». Местные жители остались без работы и перспектив на будущее. Елена с Сергеем решили начать свое дело. Под зарплату в совхозе приобрели трех телят, коровник для которых пришлось строить с нуля – совхозный безработные селяне разобрали на дрова. Со временем были построены зерносклад, две фермы, в лизинг приобретена новая техника. Сегодня в хозяйстве Тереховой насчитывается 170 голов дойного стада. Общее поголовье КРС приближается к четырем сотням. Разводят как молочную породу – черно-пестрых коров, так и мясную – герефордов. Несколько лет назад пару десятков коров приобрели в одном из обанкротившихся хозяйств соседнего Братского района, куда их завезли прямиком из Канады. Кроме коров в обширном хозяйстве содержатся несколько сотен свиней и овец, тоже элитных пород, и более сотни лошадей, включая русских тяжеловозов. Кроме животноводства станичники занимаются пчеловодством и растениеводством. В обработке находится 3,5 тыс. га земли. Сеют кормовые и зерновые культуры: пшеницу, овес, ячмень, рапс. Второй год занимаются размножением элитных семян. Нынче планируют зарегистрировать семеноводческое хозяйство, чтобы и самим садить только элитное зерно и снабжать сельхозпредприятия Куйтунского района семенами высокой репродуктивности.
В 2016 году КФХ Елены Тереховой выиграло грант «Семейная животноводческая ферма». На полученные от государства деньги построили еще один животноводческий комплекс, оснастив его современным зарубежным оборудованием. Оно работает в автоматическом режиме. Система доения полностью автоматизирована. В сутки только на этой одной ферме надаивают полторы тонны молока. Сдают в «Янту». Елена объясняет: наладить переработку молока пока не получается: нужны специалисты, а с ними большие сложности.
В Станицу на жительство
Сегодня в хозяйстве Тереховой постоянно трудоустроено порядка 30 человек, на сезонные работы набирают работников дополнительно. Когда стало не хватать рабочих рук, фермер начала привлекать селян из других районов. За последнее время сюда перебрались несколько семей из отдаленных неперспективных деревень Братского, Тулунского и Зиминского районов. И для своих жителей, и для пришлых фермеры строят дома. Сейчас деревенские улицы украшает уже полтора десятка новостроек. Половину из них построили за свой счет, половину – по программе «Устойчивое развитие села».
Доярке Оксане Омягиной, приехавшей из Кундуя, дом достроят со дня на день, скотник Иван Храмцов из Наратая стал новоселом в этом году, а доярка Светлана Алтынгузина, переселившаяся из Каранцая несколько лет назад, уже считает Третью Станицу новой родиной.
– Колхоз приказал долго жить, работы не стало, а большую семью из восьми человек нужно было кормить. Не жалею, что переехала. Отношение хорошее, зарплата достойная, – охотно поделилась многодетная мама.
Не меньше довольны фермерами здешние учителя и администрация района. В Третьей Станице работает только начальная школа. Два года назад при ней открыли группу краткосрочного пребывания детей для дошколят. Детей приходят на три часа. И местных, и из соседнего Илея. Тереховы помогают учреждению проводить праздники, покупают игрушки, школьные принадлежности, мебель, даже делятся рассадой, чтобы пришкольный участок был нарядный и красивый.
– Хозяйство Тереховой не просто стабильное, а успешно развивающееся, она – своего рода пионер в сельском хозяйстве, растит все, что приживается, – рассказывает мэр района Андрей Полонин. – Преимущество этого КФХ в комплексном подходе и разумном сочетании основных видов деятельности – растениеводства и животноводства. Фермер не только снабжает молоком и мясом бюджетную сферу, но и решает множество социальных вопросов. Привлекает кадры, строит дома, помогает в ремонте социальных объектов, за свой счет ремонтирует дороги.
Напоследок Елена рассказала о ближайших планах – открыть столярный цех, построить еще одну ферму на 400 голов скота и наладить полный цикл переработки мясной и молочной продукции. Фермер уверена, что справится – ее старшие сыновья Артем и Максим закончили Иркутскую сельхозакадемию, оба вернулись в родное село, создали свои семьи. КФХ обогатилось экономистом и механиком. Младший сын, десятилетний Денис, собирается стать животноводом. От старших сыновей подрастают четверо внуков. А значит, будет кому подхватить дело «элитной станицы».