Гений места
«Байкал. Преображение» – так называется новая персональная выставка всемирно известного художника Даши Намдакова, которая открылась в галерее В. Бронштейна. На ней впервые в Иркутске можно увидеть более 60 произведений ювелирного искусства автора. Они созданы из драгоценных камней, металлов и мамонтовой кости способом художественного литья с применением других сложных ювелирных техник. Работы принадлежат коллекционерам из разных стран мира: Америки, Италии, России.
– Нам повезло в очередной раз увидеть работы этого мастера, повезло быть его современниками, ведь Даши, несомненно, гений, не только в широком смысле слова, но и гений места, гений Байкала, – отметила заведующая кафедрой геммологии ИРНИТУ Раиса Лобацкая. – Он сумел соединить дух своего народа с европейскими традициями искусства. Именно в его ювелирных работах мы видим это удивительное сочетание.
Целостное впечатление от коллекции поддерживает оригинальное представление украшений, которое придумали сотрудники галереи В. Бронштейна и воплотили с помощью дизайнеров-декораторов. Произведения ювелирного искусства не просто представлены в высоких витринах, расположенных по центру зала, но и словно вписаны в природный ландшафт благодаря мху, веткам, камешкам, сухоцветам и другим материалам.
– Мы благодарны галерее, которая изготовила специальное оборудование для этой выставки, – подчеркнула искусствовед Фонда Даши Намдакова Надежда Комарова. – Они по-своему прочли брутальную мощь автора, не стали ее подчеркивать, а создали экспозицию, имитирующую природу Байкала, и эту концепцию вынесли в название. На мой взгляд, это отличный ход, тем более, что идет Год экологии, а у Даши есть много интересных, перспективных проектов, связанных с территорией вокруг озера. Среди них скульптура «Хранитель Байкала», которая будет установлена на одном из крутых берегов острова Ольхон, архитектурно-пространственная композиция «Мамонт» и проект музейно-выставочного центра современного искусства Бурятии.
Природная фактура в экспозиции «Байкал. Преображение» одновременно работает на контрасте, подчеркивая изящество изделий, имеющих обтекаемые формы, и роскошь материалов, из которых они сделаны. В то же время становится еще более очевидной их нездешняя, почти космическая красота, как будто это случайно оказавшиеся на нашей планете объекты из некой внеземной цивилизации, несмотря на то, что многие из них – это изображения знакомых нам животных, рыб и насекомых (лемура, ската, водомерки). Легче поверить, что они являются представителями родственной нашей Земле фауны, чем реальными ее жителями, настолько фантастичны их образы. Кроме того, работы Даши Намдакова очень сильно отличаются от ювелирных изделий в привычном их понимании, поэтому, возможно, придутся по вкусу не каждой современной моднице.
– Даши Намдаков стоит особняком в российском искусстве, он скорее тяготеет к своей национальной культуре: бурятскому миру, монгольской культуре и, возможно, Китаю, потому что там он воспринимается как свой и представители этой культуры легко читают его образы, – отметила Надежда Комарова. – Но на Западе он больше известен как скульптор, и каким образом воспринимать его ювелирку, они не знают, ведь многие предметы из его коллекции на европейской одежде просто трудно носить. Однако Даши нашел выход и стал делать украшения для современной европейской женщины.
Кстати, сам мастер, рассуждая о своем творчестве, не ограничивает себя рамками восточной культуры: «Меня пытаются «мучить» по этому поводу: «Как вы сами считаете, что у вас за направление?» На самом деле искусство либо есть, либо его нет, какой у него разрез глаз – неважно».
Кроме того, Даши Намдаков, хоть и приобрел всемирную известность как скульптор, но, оказывается, начинал свою профессиональную деятельность именно как ювелир.
– Ювелирное искусство – отдельная область творчества, которая существует по своим законам, но, по утверждению искусствоведов, Даши чувствует себя в ней как рыба в воде, – отметила Надежда Комарова. – Он, как любой кочевник, больше склонен к декоративному видению и формам. Его старший брат – ювелир, а сам Даши до вступления в Союз художников России также занимался проектированием ювелирных предметов, которые до сих пор носят люди в Улан-Удэ и в Иркутске.
Выставка будет работать до 17 сентября.