Книга: Островитяне
Кристофер Прист
Островитяне
Издательство: «Эксмо» 2017 г.
Да, философская фантастика нынче редкий гость. Но Кристоферу Присту повезло. Его любят и ценят во всем мире, и даже культовый Кристофер Нолан снял по его роману «Престиж», весьма успешный фильм.
С «Архипелагом Грез» мы уже встречались в одноименном сборнике рассказов и в романе «Лотерея». Теперь вот еще одна попытка описать неописуемое – мир, где географические карты врут, а время обманывает.
Кто ждет от Приста, что его затейливый пазл сложится и мы узнаем, как все устроено на планете, где два континента, один на севере, другой на юге, ведут бесконечную войну друг с другом, будут разочарованы.
«Островитяне» – своеобразный путеводитель, справочник, сборник советов для путешественника, собрание фрагментов воспоминаний, дневников, составленный писателем Честером Кэмстоном. Он заранее уведомляет читателя, что ни на одном из описываемых островов он не бывал, а свои знания черпал из свидетельств очевидцев и скромного количества документов, попавших в его распоряжение. Впрочем, замечает он, свидетельствам верить нельзя, а документы противоречат друг другу. Вскоре читатель узнает, что и самому рассказчику нельзя доверять. Он, например, утверждает, что никогда не покидал своего родного острова, но это не так, а потом выясняется, что и рассказчик давно мертв.
Вначале романа текст кажется хаотичным, будто десяток человек говорит одновременно, и ничего невозможно разобрать. Вот про остров с какой-то знаменитой художественной академией. Вот протокол допроса слабоумного рабочего сцены, обвиненного в убийстве известного мима. Вот отчет об экспедиции на необитаемый остров, где водятся смертельно опасные насекомые. Вот рассказ про географов, которые с помощью дронов пытаются составить карту небольшой группы островов…
Но постепенно повествование стягивается в некий узел, центром которого является убийство мима. Имена героев в разрозненных фрагментах начинают повторяться, их жизненные линии – пересекаться. Кристофер Прист умело создает ощущение, что скоро все линии сойдутся, и мы узнаем, кто же в конце концов убил этого несчастного комика. Но нет, не узнаем. В этом мире не важно, кто убил, в нем важно только то, что он не имеет ни начала, ни конца, и его невозможно познать.
Такой вот Борхес и «Сад расходящихся тропок», такой вот Кортасар с «Бесконечностью парков».