Не пойман – не вор?
«Доходное место» Александра Островского поставили под конец сезона в Иркутском драмтеатре. И хотя драматург написал эту пьесу более полутора веков назад, тема злободневна как никогда. К пресловутым «дуракам и дорогам» по Гоголю пора прибавить коррупцию на государственной службе по Островскому.
«У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может, в том смысле, в каком ты понимаешь. Вот тебе общественное мнение: не пойман — не вор». Эта фраза одного из героев пьесы вполне может звучать в разговоре наших современников. Перед нами красивые декорации художника-постановщика Олега Абрамова и стильные костюмы Оксаны Готовской. Постановочная группа постаралась лишить антураж сцены определенных примет времени. Поэтому, с учетом эклектики в современной архитектуре и интерьерах, легко представить, что события пьесы происходят в ресторане или особняке сегодняшнего богача.
– Продажность чиновников, взяточничество, стремление к красивой жизни – вечные темы, поэтому понять, какой это век – девятнадцатый или двадцать первый, трудно, – отметил режиссер спектакля Алексей Песегов. – Кроме того, мы с артистами намеренно приблизили комедию к сегодняшнему дню. Выискивать актуальность не пришлось, потому что все темы полуторавековой давности остались столь же злободневными.
Динамики и остроты действию добавляют и хореографические вставки. Они начинаются под русскую народную песню, которая переходит в мелодию «Money, money, money» группы ABBA, ставшую лейтмотивом спектакля. А сами костюмы танцовщиц в стиле 1930-х годов отсылают нас к известному фильму «Кабаре», ведь тема денег ключевая в пьесе.
Герои спектакля – каждый по-своему – отвечают на ключевой вопрос: готовы ли они поступиться совестью ради красивой жизни? Например, главный персонаж Василий Жадов (Николай Стрельченко) придерживается строгого кодекса чести. Чего не скажешь о его дяде Аристархе Вышневском (заслуженный артист России Александр Булдаков) – крупном чиновнике, который откровенно потешается над юношеским максимализмом племянника. Будучи женатым на юной девушке Анне Павловне (Анастасия Пушилина), он безуспешно старается купить ее любовь и расположение дорогими подарками. Жадов же женится по любви на бедной девушке Полине (Екатерина Константинова). В то же время его нечистый на руку сослуживец Белогубов хочет взять в жены ее сестру Юлиньку (Зоя Соловьева), но для этого ему нужно занять доходное место столоначальника, которое обеспечит ему безбедное существование. Их мать Фелисата Герасимовна (Виктория Инадворская) рада сбыть с рук девушек, чтобы устраивать свою жизнь. Однако после замужества судьба каждой из дочерей складывается по-своему.
Юлинька купается в роскоши, которую на взятки обеспечивает ей Белогубов, ведь его начальник Аким Акимыч Юсов (заслуженный артист России Владимир Орехов) похлопотал перед Вышневским за подчиненного, и тот назначил его на доходное место. Полина живет пусть и в любви, но в нищете.
Поражает и сцена в ресторане, когда Белогубов и Юсов празднуют удачную сделку, а Жадов пьет чай за соседним столиком. Новоиспеченный удачливый чиновник по-родственному предлагает своему честному коллеге деньги, но тот с отвращением отказывается. Сам же Белогубов не испытывает ни тени угрызений совести, даже не понимая, что плохого во взятках. К сожалению, такое отношение к коррупции, несмотря на декларативную борьбу с ней, – норма и для большинства современных чиновников. Островский показывает и тот цинизм, с которым многие государственные деятели относятся к вопросам чести и совести. Не случайно пьесу запретили в XIX веке, сразу после публикации.
Однако даже такая уверенность коллег не может повлиять на убеждения честного Жадова. Все меняется после того, как Юлинька, а потом и Фелисата Герасимовна убеждают Полину повлиять на мужа, чтобы тот взялся за ум и начал приносить деньги в дом. С помощью слез и эмоционального шантажа она убеждает мужа пойти на поклон к дядюшке. В этот момент в дом Вышневского приходит налоговый инспектор (Алексей Орлов II), вместе со спецназом он проводит обыск в доме нечестного чиновника. Не зная о том, что дядю отдают под суд, Жадов просит у него доходного места. Вышневский злорадствует над племянником. И тут юноша осознает свою слабость и говорит Полине, что теперь она может уходить от него, потому что он больше не отступит от своих убеждений. Но девушка остается с ним. И тут молодой человек произносит монолог о том, что когда-нибудь жизнь изменится, и взятки среди государственных служащих перестанут быть нормой.
Об этом мечтал классик, когда писал свою пьесу в XIX веке, и об этом продолжают только мечтать люди в XXI веке. Жаль только, что и сегодня это звучит как утопия.