05.07.2017 09:05
Рубрики
Общество
Теги
#МФЦ
05.07.2017 09:05

По принципу «одного окна»

Теме развития многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг на территории Иркутской области был посвящен круглый стол, организатором которого выступил комитет по бюджету ЗС под председательством вице-спикера Натальи Дикусаровой.

По информации директора Иркутского областного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Анны Милицыной, в Иркутской области действует 46 МФЦ, располагающих более шестью сотнями «окон». Они способны предоставить населению 557 видов государственных и муниципальных услуг.

Поток посетителей МФЦ постоянно растет. В 2016 году по сравнению с предыдущим к услугам центров обратилось в 2,5 раза больше граждан, а за пять месяцев уже этого года число обращений составило половину прошлогоднего. Согласно статистике, в 2015 году в МФЦ обратился каждый пятый житель Иркутской области, в 2016 году – каждый второй. Самыми востребованными являются услуги Росреестра и Кадастровой палаты, на втором месте – услуги, предоставляемые МВД, далее идут услуги Минкомсвязи, министерства социального развития области, Пенсионного фонда.

Деятельность МФЦ определяют два ключевых показателя: доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного ока» и время ожидания в очереди, которое не должно превышать 15 минут. Если с первым показателем все обстоит нормально: охват граждан услугами в Приангарье составляет 96,2% при среднем по России 96%, и по оценке Минэкономразвития РФ Иркутск в первом квартале 2017 года попал в группу высокоэффективных МФЦ, то норма ожидания в очереди пока не достигнута.

Причина, по словам Анны Милицыной, в большой загруженности многофункциональных центров. Они сегодня работают на пределе своих возможностей. Имея штатную численность в 935 человек, они способны физически обработать не более 200 тыс. заявлений в месяц, а уже сейчас их поступает 230 тыс., а к концу года их количество может достигнуть 290 тыс. в месяц. Естественно, что при такой интенсивной нагрузке увеличивается и время ожидания.

В ходе обсуждения Наталья Дикусарова, как председатель комитета по бюджету, поинтересовалась, какой доход в областной бюджет приносит вся система МФЦ, и увеличивается ли он от расширения количества услуг. Выяснилось, что в 2016 году выручка от взимания пошлин составила 173 млн рублей. Но лишь половина от этой суммы поступила в областной бюджет, вторая половина забирается в федеральный.

На одну существенную проблему указал руководитель управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев. Для сокращения сроков исполнения заявок все документы, предоставляемые заявителем, должны быть отсканированы, поскольку все реестровые дела ведутся в электронном виде.

– Но из МФЦ к нам поступает 60% документов на бумажных носителях, причем из крупных районов, основных поставщиков этих документов. Мы были вынуждены у себя в Росреестре создать специальную группу для их сканирования, – сказал он.

Как объяснила Анна Милицына, действительно, сканирование документов не проводится в ряде городов и районов, где наблюдается большой поток заявителей. И МФЦ были бы рады делать так, но для этого необходимо увеличить их штат, предусмотрев ставки для сотрудников, которые будут заниматься сканированием и обработкой документов, а также приобрести оборудование.

По оценке областного министерства экономического развития, чтобы обеспечить стабильную работу центров, необходимо увеличить штаты более чем на 400 человек. Их содержание вместе с закупкой оборудования для рабочих мест обойдется бюджету более чем в 200 млн рублей.

Как сообщил первый заместитель областного министра финансов Александр Каневский, расходы на содержание МФЦ в 2015 году составили 360 млн рублей, в 2016 – 730 млн, а в 2017 они превысят 1 млрд рублей. Для повышения эффективности работы он предложил развивать предоставление услуг в электронном виде. Анна Милицына пояснила, что работа в этом направлении ведется, однако не все виды услуг можно предоставить в электронном виде, к тому же не весь контингент заявителей готов обращаться за услугами через интернет.

О результатах работы по оценке эффективности областных МФЦ доложила председатель КСП Ирина Морохоева. В ходе проверки выяснилось, что большинство помещений МФЦ используют на правах аренды, в связи с этим рекомендовано рассмотреть вопрос снижения стоимости аренды, а также отказаться от проведения ремонтов в помещениях, находящихся не в государственной собственности.

Кроме того, на взгляд Ирины Морохоевой, складывается странная ситуация: в бюджет области поступает лишь 50% от госпошлин, взимаемых МФЦ, однако обязанность по содержанию центров возложена на субъекты РФ. По ее мнению, это повод для того, чтобы инициировать обращение на федеральный уровень, чтобы доходы от госпошлин полностью поступали в региональные бюджеты.

Депутаты ЗС проводят мониторинг реализации 218-го федерального закона, вносящего изменения в Лесной кодекс. По этому закону прием всей отчетности лесопользователей о своей деятельности, в том числе о воспроизведении лесов с приложением видео- и фотоматериалов, должны осуществлять МФЦ. Естественно, депутатов интересовало, как они справляются с этими обязанностями.

Анна Милицына рассказала, что сейчас МФЦ принимают только лесные декларации и отчеты об использовании лесов от граждан. Временно исполняющий обязанности заместителя министра лесного комплекса Валентин Широков пояснил, что готовятся к подписанию новые соглашения с МФЦ, после чего через центры можно будет подавать отчеты по охране и воспроизводству лесов.

Завершая обсуждение, Наталья Дикусарова заверила, что конструктивные предложения, в частности, о возможности зачисления всей госпошлины в областной бюджет, будут тщательно рассмотрены депутатским корпусом.