Эдуард Дикунов: Предлагаю дружить домами
Реализация прорывных проектов в Иркутской области невозможна без консолидации усилий региональной и муниципальной властей. Да что там прорывные проекты, даже при выборе площадки под строительство нового дома власти не обойтись без диалога между городом и областью. А конструктивного диалога никак не получается. Это было наглядно продемонстрировано и при обсуждении концепции будущего правительственного комплекса, и демонстрируется сейчас, при обсуждении возврата прямых выборов мэра Иркутска.
Депутат Законодательного Собрания Эдуард Дикунов уверен, что создание правительственного комплекса министерств и подведомственных им учреждений могло бы стать одним из самых мощных городских проектов, полем для взаимодействия города и области. Но пока стало лишь поводом поговорить о том, что региональная власть последовательно демонстрирует все признаки кризиса взаимоотношений с областным центром.
– Эдуард Евгеньевич, почему вдруг строительство нового серого дома стало так актуально? И самое главное, каким образом это строительство связано с кризисом отношений между областью и городом?
– Мне кажется, этот проект может служить своеобразной лакмусовой бумажкой, которая показывает всю глубину недопонимания между областной властью и муниципальной. Но самое главное, на примере этого проекта мы видим, как сильно кризис взаимоотношений мешает развитию всего Приангарья.
Попробую объяснить по порядку. Правительству катастрофически не хватает площадей – это, как говорится, медицинский факт. Чтобы разместить госслужащих, региону приходится искать свободные квадратные метры в областных зданиях, либо арендовать площади у коммерческих структур. Это очень дорого и неудобно. Страдает не только бюджет, но и управляемость. Чем дальше от начальства – тем хуже дисциплина, это всем известная истина. А сколько времени теряют чиновники, перемещаясь из одного конца города в другой просто для того, чтобы поставить подпись под документом – даже думать не хочется.
В этом году на уровне губернатора региона было принято решение о строительстве нового дома власти на месте заброшенного военного недостроя – картографической фабрики на улице Красноказачьей. Весной концепцию проекта даже вынесли на рассмотрение комитета по собственности и экономической политике. Сама идея ни у кого не вызвала возражений. Однако ни площадка, ни здание, которое должно вырасти на месте промобъекта, не вызывает особого воодушевления. Недаром здесь собирались разместить именно промышленную зону. Да и здание таково, что сразу понятно – красота и комфорт не были главными задачами проектировщиков. А ведь этот проект мог бы претендовать на звание прорывного и объединить вокруг себя власть и бизнес, стать полем плодотворного сотрудничества для областной власти и администрации города Иркутска.
Здание, в котором располагается региональное правительство, так или иначе становится символом областной власти, одним из самых узнаваемых мест в городе и даже области. Не зря нынешнее здание правительства получило свое собственное имя – серый дом. По пальцам можно перечесть городские дома, у которых есть такие вот, народные названия. Проект нового комплекса заслуживает особого внимания, он не может быть типовым.
– Пока региональное правительство предлагает только один вариант – реконструировать под нужды чиновников картографическую фабрику. Во время обсуждения был назван один плюс, но существенный – реконструкция будет стоить дешевле, чем новое строительство.
– Зато минусов много. Во-первых, имеющееся здание трудно приспособить под современные офисы в силу того, что оно проектировалось как промышленный объект. Чтобы сделать из него визитную карточку региона, нужно быть просто волшебником. А может быть, очень богатым волшебником.
Более того, никакие деньги не смогут решить все проблемы, связанные с самой площадкой. Прежде всего, сохранится острая нехватка офисных площадей. Здание получится слишком маленьким, что-то изменить на современном этапе уже нельзя. По данным минстроя, даже реконструкция с достройкой даст лишь 13 тыс. квадратных метров, хотя нужно минимум 22 тыс. Значит, рано или поздно региону все равно придется построить еще одно здание на 9 тыс. «квадратов». Реконструкция старого здания будет стоить немногим дешевле нового строительства.
Большой вопрос, выдержат ли существующие транспортные коридоры дополнительную нагрузку. Огромное здание, наполненное армией чиновников, станет мощным центром притяжения. Между тем в этом районе и сегодня плотное автомобильное движение, особенно в часы пик. Стоя в бесконечных пробках, горожане вряд ли будут благодарны власти. И тогда транспортная проблема приобретет еще и политический оттенок. Совершенно очевидно, что, выбирая площадку для строительства нового серого дома, нужно учитывать интересы города.
– Однако, когда во время презентации представителей правительства спросили, имел ли место какой-то диалог с представителями мэрии, нам ответили, что… город строит свои объекты и никого не спрашивает, значит и область спрашивать не будет. Получается, что личные взаимоотношения между должностными лицами – определяющий фактор в выборе площадки под строительство здания, которое будет стоять и сто лет спустя. Как памятник чьим-то конфликтам.
– Правительственный комплекс мог бы вообще стать сердцевиной нового делового квартала столицы Приангарья. Сибэкспоцентр уже давно не справляется со своими презентативными функциями, и город по сути не имеет современного выставочного пространства, как не имеет гостиниц и деловых центров высокого класса. Но инвестор не придет сам и не построит то, что нам хочется. Зато региональное правительство может создать такие условия, при которых ему будет интересно вкладывать деньги в проекты крупных городов области.
В городе или пригороде можно найти площадку, которая отвечала бы всем требованиям делового квартала. Например, можно внимательно присмотреться к полуострову Чертугеевский, землями которого владеет областное ОАО «Искра». Наличие транспортных развязок, близость аэропорта, выход на Байкал делают эту площадку наиболее привлекательной для размещения там деловой зоны и для развития очень актуального делового туризма. Именно здесь открываются ворота на Байкал, и они должны быть благоустроенными. А самое главное, такой проект вдохновляет и открывает новые горизонты развития.
– Строительство делового квартала – это не промышленный проект, а главная задача региона все-таки развивать промышленность.
– Верно, проект не промышленный. Зато его реализация находится исключительно в зоне компетенции региона. В том, что формирование городской среды дает взрывной рост экономики на прилегающей территории, кажется, уже никого не нужно убеждать. Отличным примером тому служит 130-й квартал.
Но в данном случае мы можем получить более мощный мультипликативный эффект. Строительство делового квартала способно вызвать оживление в экономике области, придать импульс развитию очень интересного для нас делового туризма. А деловой туризм – это возможность привлечь в регион так необходимых деловых партнеров и международных инвесторов, за которыми стоят серьезные финансовые ресурсы. Вот тогда у нас появится реальный шанс направить эти ресурсы в экономику области, в том числе и в промышленность.
Еще один проект, связанный с развитием городов, это Иркутская агломерация. Весь мир идет по пути развития крупных городов, и нам все равно придется следовать той же дорогой. Ну, не получится изобрести свой особый путь. Жизнь уже доказала, что Иркутская агломерация была нужным и очень своевременным проектом. Ее развитие все равно идет, только происходит медленно и неорганизованно. Гораздо успешнее аналогичные проекты реализуются в других регионах. К сожалению, мы потеряли десять лет. Но еще не поздно все начать заново, тем более что проект есть, нужно только достать его и провести актуализацию.
Однако невозможно создать агломерацию и развивать экономику, если областная и муниципальная власти не будут сотрудничать. У нас же на повестке дня в основном споры и конфликты между областной и городской властью, между правительством и Ассоциацией муниципальных образований… Похоже, взаимоотношения между областью и крупными городами, особенно с Иркутском, складываются настолько непросто, что впору говорить о системном кризисе взаимодействия. Время от времени он просто переходит из хронического состояния в более острые фазы. И хотя два серых дома – мэрия и правительство – стоят близко друг от друга, между ними все-таки большое расстояние.
– Сейчас разворачивается очередной этап вредного для региона политического противостояния. На этот раз поводом стало возвращение прямых выборов мэра Иркутска. Фракция КПРФ не видит иного способа вернуть выборы иркутского градоначальника, кроме как на областном референдуме.
– Напомню, что законопроект о возвращении прямых выборов мэра Иркутска появился на политической повестке не сегодня и не вчера. Впервые тему стали поднимать еще в 2014 году. Затем обсуждение продолжилось в декабре 2015 года, и я тогда голосовал за возвращение института прямых общенародных выборов. Я всегда был убежден, что свободные, демократические выборы – непременное условие развития любого общества. И на сессии 28 июня я намерен последовательно голосовать в поддержку законопроекта о возвращении прямых выборов.
Хочу подчеркнуть, что на последней сессии не было дискуссии о необходимости прямых выборов. Депутаты обсуждали, соответствует ли законодательству сама формулировка вопроса о проведении референдума. Убежден, что выносить этот вопрос на областной референдум, как предлагают депутаты от КПРФ, как минимум нецелесообразно. Средняя стоимость областной избирательной кампании – 230 млн рублей, но в данном случае этих денег не хватит, потому что нам нужно будет обеспечить явку не менее 50%. А как убедить жителей Ангарского городского округа или Братска прийти на референдум и решить судьбу областного центра? Ведь у них прямые выборы никто не отменял. Так что, есть серьезные основания предполагать, что референдум просто не состоится из-за низкой явки. А если по итогам референдума люди вдруг выскажутся против, тогда вообще придется отменять прямые выборы по всей территории области.
По сути, депутаты отклонили не саму идею о возврате прямых выборов иркутского градоначальника. Споры вызывает идея возвращения выборов посредством проведения референдума. Зачем действовать такими сложными методами с непредсказуемыми результатами, если есть более дешевый и простой способ достичь той же цели. Чтобы принять законопроект, не нужно поднимать народ на какую-то борьбу с ветряными мельницами, не нужно говорить громкие слова. Нужна кропотливая, профессиональная работа. Кстати, даже действующий мэр Иркутска высказался в поддержку прямых выборов. Но губернатор уже заявил о том, что коммунисты намерены оспаривать решение Законодательного Собрания в Конституционном суде и настаивать на референдуме.
– Получается, весь политический процесс нужен ради самого процесса, а не ради результата?
– На самом деле, у муниципальной и региональной власти нет и быть не может объективных причин для конфликтов. Зато причин для сотрудничества очень много, и самая главная – развитие Иркутской области, которое невозможно без развития крупных городов и, прежде всего, областного центра. Но для этого нужно объединить усилия органов власти области и города. Оказывается, это не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь для этого требуется оставить в стороне политические амбиции, партийные интересы и поставить во главу угла интересы жителей области.
Пока Иркутская область занимается бурной политической жизнью, соседние регионы все силы направляют на созидание. И получают результаты! Красноярский край сумел вырваться вперед и продолжает заниматься благоустройством, туризмом, промышленностью, социальной сферой. У Иркутской области, может быть, больше стартовых возможностей. Но все глубже погружаясь в пучину политических баталий, мы теряем свой самый ценный ресурс – время для развития. В отличие от золота и леса этот ресурс не восполняется, и никто не знает, сколько нам его отмеряно, и как завтра сложится экономическая ситуация.