12.07.2017 09:33
Рубрики
Общество
Текст
Юрий Юдин
Теги
#ЗС
Текст:
Юрий Юдин
12.07.2017 09:33

Кому нужен кадровый дефолт

Министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко убежден, что принятие закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области» приведет к негативным кадровым последствиям для всей медицинской отрасли региона.

Данный законопроект не был размещен на официальном сайте Законодательного Собрания в соответствии с нормами областного закона 1-оз, и, как следствие, не прошел публичного обсуждения в соответствии с действующим законодательством. Утверждение депутатов, что законопроект зашел на рассмотрение в минздрав Иркутской области еще в марте этого года, не соответствует действительности, что подтверждается данными из системы электронного и бумажного документооборота. Проект закона был зарегистрирован в правительстве региона лишь 20 апреля 2017 года.

На основании отрицательных заключений главного правового управления, министерства финансов, министерства здравоохранения, министерства строительства, заместителя председателя правительства по социальным вопросам Валентины Вобликовой губернатором Иркутской области Сергеем Левченко было направлено в адрес председателя Законодательного Собрания Сергея Брилки отрицательное заключение по законопроекту в связи с несоответствием его нормам федерального законодательства.

В третьей декаде мая в адрес губернатора и председателя Законодательного Собрания Иркутской области, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина, а также министра Олега Ярошенко поступило инициативное коллективное письмо от главных врачей. Более 30 руководителей медицинских организаций из Качугского, Усть-Кутского, Бодайбинского и других районов, городов Братск, Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Шелехов, Усть-Илимск выступили категорически против отмены пункта 13, который закрепляет за муниципальными образованиями полномочия по созданию благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях.

До настоящего времени главные врачи не получили мотивированного ответа от председателя комитета, что нарушает норму статьи 12 федерального закона № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан». При этом ответ от правительства Иркутской области был направлен в срок в соответствии с законодательством.

Вопросы, касающиеся реализации пункта 13, анализа и эффективности его действия в повестку заседания комитета по здравоохранению впервые с октября 2013 года были включены лишь за восемь дней до 52-й сессии Законодательного Собрания. Несмотря на отрицательную позицию губернатора, правительства Иркутской области, омбудсмена Валерия Лукина, выступивших на комитете главных врачей, законопроект не только был вынесен на сессию Законодательного Собрания, но и принят большинством голосов в первом чтении.

Публичное, открытое обсуждение с вовлечением широких слоев гражданского общества, экспертов, медицинского сообщества является неотъемлемым элементом принятия эффективного и действенного социально значимого закона. Поскольку эти нормы закона законодателями проигнорированы, минздрав инициировал проведение публичных слушаний.

На заседании Общественного совета при минздраве законопроект был признан противоречащим нормам федерального законодательства и не отвечающим интересам медицинской отрасли.

Кроме того, в своем итоговом выступлении на круглом столе председатель Общественной палаты Владимир Шпрах не поддержал разработчиков законопроекта и счел его концепцию нецелесообразной.

Основной тезис сторонников законопроекта состоит в том, что большинство муниципальных образований имеют дотационные бюджеты и не в состоянии исполнять норму закона. Хотя федеральным законодательством указаны их прямые обязанности для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в муниципальных образованиях.

За отмену пункта 13 областного закона на заседании Общественной палаты выступили мэр Черемхово Вадим Семенов и мэр Саянска Олег Боровский, сетуя на дотационность своих бюджетов. Безусловно, руководителям муниципальных образований, которые не заняты развитием территорий и не озабочены поиском дополнительных источников финансирования, выгодно сбрасывать с себя социальные полномочия, занимая отстраненную и контрольно-экспертную позицию. Странно, что в своих выступлениях Олег Боровский и Вадим Семенов с гордостью декларировали степень дотационности своих муниципальных бюджетов. Может быть, за долгие годы руководства им стоило озаботиться развитием малого и среднего бизнеса и тем самым наполнить казну муниципального образования, а не яростно и огульно критиковать областное правительство и параллельно сбрасывать полномочия за полномочиями? Не в пример мэрам мужского пола председатель думы Усольского района Надежда Глызина посоветовала все-таки мэрам заниматься развитием территории, снижая тем самым дотационность, что и сделано было в Усольском районе, и благодаря этому приобретено в 2014 году семь квартир для медицинских работников.

Наблюдается обратно пропорциональная связь: чем меньше мэр вкладывает в меры соцподдержки для медработников, тем больше он сетует на неудовлетворительное состояние медицины в его муниципальном образовании.

В пояснительной записке к законопроекту Андрей Лабыгин указывает, что дополнительные денежные средства на его реализацию из областного бюджета не потребуется. Но если, как утверждают инициаторы, для реализации законопроекта не понадобится дополнительное финансирование, то зачем эти полномочия забирать у муниципальных образований?

Минздрав провел ориентировочный расчет реализации пункта 13 в полном объеме для недостающих медицинских работников: покупка и аренда служебного жилья, выплата подъемных, компенсация за поднаем жилья. На все это может потребоваться около 19 млрд рублей.

Дефицит областного бюджета в 2017 году составил более 9%. Около 80% всей расходной части областного бюджета выделяется на социальную сферу. Поэтому все прекрасно понимают, что если будет аннулирован пункт 13, то для того, чтобы реализовать в полном объеме мероприятия только по обеспечению жильем, понадобится много лет. Время уйдет и на разработку законов, подзаконных актов, программ, изыскание многомиллиардного финансирования и, наконец, строительство самого жилья.

При этом выделение земельных участков в муниципальном образовании под строительство, предоставление служебного жилья, выплата компенсации за поднаем жилья, подъемных не входит в полномочия министерства здравоохранения Иркутской области.

Отменяя пункт 13 и не предлагая ничего взамен кроме делегирования, в перспективе правительству разработки новых законов, подзаконных актов, программ, поисков многомиллиардного бюджета, инициаторы тем самым погружают медицинскую отрасль в состояние безвременья и бесперспективности.

Имеет смысл сказать привести реальные и достоверные сведения по исполнению муниципалитетами программ в части привлечения медицинских кадров.

Из 42 в 31 муниципальном образовании разработаны программы социальной поддержки медицинских работников. В большинстве из 31 муниципального образования они в большей или меньшей степени финансируются и имеют реальную отдачу. Так, в результате слаженной совместной работы администрации Иркутска, медицинских организаций, а также минздрава, укомплектованность здесь в среднем составляет 65,2% при среднеобластном показателе 56,1%.

Меры поддержки приняты и в ряде других муниципальных образованиях Иркутской области. В Заларинском районе предоставляются земельные участки, ведомственное жилье, подъемные в размере 100 тыс. рублей, ежемесячно компенсируются расходы по найму жилья. В 2016 году привлечено семь врачей, укомплектованность составила 55,2% и выросла на 10,4% по сравнению с 2015 годом.

Восемь муниципальных образований совместно с главными врачами на паритетных основах по 3–5 тыс. рублей выплачивают социальную стипендию студентам, обучающихся по целевому договору, а также обеспечивают им проезд к месту стажировки и съем жилья.

В Бодайбинском районе предоставляются жилые помещения по договору найма, подъемные в размере 400 тыс. рублей. В Ангарске, Усть-Илимске, Братске разработаны муниципальные программы, в рамках которых врачам частично компенсируют затраты на аренду жилья, выплачивают достойные подъемные, предоставляется земля для строительства, а также другие льготы.

В 2016 году заместители мэров по социальным вопросам совместно с главными врачами, имея в своем портфеле убедительные муниципальные программы мер социальной поддержки, осуществили не одну поездку по регионам Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с конкретными позитивными результатами – это 77 вновь привлеченных врачей в Приангарье. Таким образом, впервые за долгий период времени минздраву совместно с муниципальными образованиями удалось не только приостановить хронический отток медицинских работников, но и нарастить кадровый потенциал.

Консолидированные меры регионального правительства совместно с муниципальными образованиями позволили увеличить укомлектованность врачами медицинских учреждений с 53,2% в 2013 году до 56,1% в 2016 году – это сотни медицинских специалистов. Невозможно согласиться с тезисом Андрея Лабыгина о том, что в Иркутской области отсутствует стратегический орган, отвечающий за кадровую политику. Лишь несколько базовых тезисов, разрушающих миф о «безвластии и безответственности».

В государственной программе «Развитие здравоохранения» на 2014–2020 годы реализуется подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» с финансированием из областного бюджета суммой около 45 млн рублей ежегодно.

В рамках программы за три года обучены более 2,5 тыс. специалистов с высшим и средним профессиональным медицинским образованием.

В отдаленные населенные пункты за пять лет привлечено 516 врачей по программе «Земский доктор». Из областного бюджета врачам-«миллионщикам» выплачено порядка 250 млн рублей. Для повышения престижа профессии врача и среднего медицинского работника выплачиваются премии губернатора Иркутской области – всего награждены 101 человек, в разные годы сумма премий составляет от 20 до 100 тыс. рублей.

По приоритетному национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения для проведения капитального ремонта, закупки медицинского оборудования и лекарственных препаратов, а также на повышение заработной платы медицинских работников за последние десять лет было потрачено из областного и федерального бюджетов порядка 35 млрд рублей. На 2017 год впервые за долгие годы из областного бюджета выделено 1,5 млрд рублей на строительство новых зданий медицинских организаций и проведение капитальных ремонтов. Дважды в год минздрав организует «Ярмарки вакансий» для выпускников медицинского университета с целью их ознакомления с медицинскими организациями, мерами социальной поддержки, предоставляемыми муниципальными образованиями, заключением трудовых договоров.

Весной и осенью в медучреждениях области, школах и лицеях проводятся дни открытых дверей для школьников старших классов с целью формирования положительного принятия решения о выборе специальности медицинского работника.

Минздрав региона активно работает со средствами массовой информации для формирования позитивного образа профессии медицинского работника. А все это как раз и есть создание комфортных и привлекательных условий труда для медицинских работников.

Совместно с Иркутским медицинским университетом региональным минздравом был проработан вопрос с федеральным Минздравом по увеличению квот целевого приема в медуниверситете. С 2017 года в течение трех лет будет увеличено количество квот на 35 мест на лечебном и педиатрическом факультетах.

Инициаторам законопроекта нужен кадровый дефолт? Медицинской общественности Приангарья нужна стабильная, устойчивая и прогнозируемая кадровая политика.