Пожары, дороги и топливо
На заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Геннадия Нестеровича были рассмотрены итоги трех финансовых проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Иркутской области.
Наибольший интерес вызвали результаты анализа эффективности мер по обеспечению пожарной безопасности на территории региона. Как рассказала аудитор КСП Лариса Мулярова, из 1417 населенных пунктов под охраной государственной противопожарной службы – федеральной и областной – находятся 375, еще 990 населенных пунктов прикрывают формирования добровольной пожарной дружины и 61 пункт защищают от огня ведомственные, муниципальные и частные пожарные части.
Когда в 2009 году создавалась областная государственная противопожарная служба, была установлена ее штатная численность в 1940 человек. Она не пересматривалась все последние годы, несмотря на изменившиеся условия и новые требования. Более того, в настоящее время она составляет всего лишь 1303 человека, что, конечно, не обеспечивает должную противопожарную защиту населенных пунктов.
Как выяснили аудиторы, мешает эффективной работе и недостаточное материально-техническое обеспечение. Несмотря на неудовлетворительное состояние многих пожарных депо, в этом году предусмотрено приобретение лишь одного быстровозводимого здания. Затягивается и закупка пожарной техники, на которую дополнительно выделено 100 млн рублей. Муниципальные образования содержат и используют пожарную технику, имеющую практически 100-процентный износ.
Как напомнил Геннадий Нестерович, тема пожарной безопасности не раз поднималась депутатами Законодательного Собрания. Благодаря их поддержке при мартовской корректировке бюджета-2017 на противопожарные мероприятия было дополнительно выделено более 150 млн рублей.
– Но, как мы сейчас видим, в первую очередь нужен системный подход и четкий план развития противопожарной службы в регионе с учетом экспертной оценки специалистов Главного управления МЧС, научного подхода и проработанной логистики, – сказал Геннадий Нестерович.
Как заверил областной министр имущественных отношений Владислав Сухорученко, такой план уже разработан и находится на согласовании в МЧС.
Считая, что работа по организации эффективной противопожарной охраны должна быть приоритетной, члены комиссии решили вернуться к этому вопросу в сентябре до принятия областного бюджета на следующий год, чтобы профинансировать противопожарную службу в полном объеме.
Председатель КСП Ирина Морохоева ознакомила членов комиссии с итогами проверки дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в части использования ассигнований областного дорожного фонда на осуществление государственных контрактов, заключенных в 2016 году с ОАО «Дорожная служба Иркутской области».
В областной собственности находятся автодороги регионального и муниципального значения общей протяженностью 12,18 тыс. км, а также 1,2 тыс. искусственных сооружений (мостов и путепроводов). По данным федерального статистического наблюдения, 72% автодорог и 287 мостов находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии.
Как выявила проверка КСП, на содержание и ремонт автодорог общего пользования было потрачено в прошлом году почти 2,8 млрд рублей, что составило 95% годового плана. А вот план по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорог общего пользования выполнен всего лишь на 82%. Из запланированных 6,6 млрд рублей не освоено почти 1,2 млрд рублей.
Основные причины, по словам Ирины Морохоевой, связаны с тем, что многие контракты заключены в поздние сроки, что помешало их своевременному исполнению. Сказались также низкое качество строительных работ в ряде случаев, потребовавшее переделок, отсутствие технической документации на ряд объектов.
Члены комиссии рекомендовали областному правительству усилить контроль за деятельностью АО «Дорожная служба Иркутской области», 100% пакета акций которой находится в областной собственности.
На заседание комиссии были вынесены и результаты проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на закупку и доставку грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, которая проводилась по инициативе областного парламента.
Аудиторы КСП отмечают, что приобретение и доставка топлива, необходимого для обеспечения деятельности муниципальных учреждений, предусмотрена только для Катангского, Бодайбинского, Киренского и Мамско-Чуйского районов, хотя в области насчитывается еще 32 поселения, расположенных в других районах (Усть-Кутском, Братском, Качугском) и приравненных к территориям Крайнего Севера.
В 2016 году на перевозку топлива и горюче-смазочных материалов было выделено из областного бюджета почти 103 млн рублей, что составило лишь 82% от заявленной муниципальными районами потребности в топливе. Из-за несвоевременного предоставления в областное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта конкурсной документации произошла задержка с заключением муниципальных контрактов. Она могла обернуться срывом поставок топлива в короткий, не превышающий двух с небольшим месяцев навигационный период.
Аудиторы КСП порекомендовали правительству снизить потребность Киренского района в топливе, учитывая значительный остаток завезенного в прошлом году бензина, а также принимая во внимание начатый процесс упразднения поселка Бубновка. Они указали на целесообразность продолжения переоборудования котельных Киренского, Бодайбинского и Катангского районов, работающих ныне на дорогостоящем жидком горючем (нефть, мазут), на более дешевые виды топлива.