Прокуратуры байкальских территорий объединяют усилия
Надзор за исполнением законодательства об охране Байкала и его природной территории будет усилен. Это связано с недопустимо высокой антропогенной нагрузкой на экосистему озера и большим количеством выявляемых на Байкальской природной территории (БПТ) нарушений – за два года более 7,5 тысячи. Так решила совместная коллегия прокуратур Иркутской области, Республики Бурятия и Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
Заседание прошло в Иркутске 30 июня с участием советника Генерального прокурора РФ Альбины Ковалевой, главного федерального инспектора в Иркутской области Андрея Абрусевича, руководителей федеральных и региональных государственных органов законодательной и исполнительной власти Прибайкалья и Бурятии. В планах создание единого правового поля на поднадзорных территориях, пресечение фактов незаконного использования бюджетных средств в рамках природоохранных программ, повышение эффективности работы в раскрытии экологических преступлений.
Байкал не знает административных границ
Нельзя берега одного водоема охранять по-разному. Примерно таким доводом руководствовалась Генпрокуратура, создав в свое время единую Волжскую природоохранную прокуратуру. Волга не знает административных границ и течет себе по нескольким областям России. То же можно сказать и о Байкале, на его берегах соседствуют Иркутская область и Бурятия. Но единого правового поля для решения природоохранных и социально-экономических проблем территорий нет. Подходы к их решению порой не совпадают. Например, когда федеральное законодательство запретило передавать в собственность участки земли на территории всей Центральной экологической зоны (ЦЭЗ) БПТ, по факту это стали делать в байкальских регионах в разное время. И это далеко не единственный пример.
У нас пока до формирования объединенной специализированной Байкальской прокуратуры дело не дошло, но надзорные ведомства двух соседних субъектов Федерации уже решили объединить усилия для защиты экосистемы озера. Например, предложения заместителя прокурора Республики Бурятия Галины Ковалевой, которая озвучила результаты проверок очистных сооружений на поднадзорной ей территории, были адресованы и республиканским властям, и их коллегам из Прибайкалья:
– Из 13 проверенных нами очистных сооружений ни одно не обеспечивает надлежащего качества очистки стоков. Причин несколько, в том числе хищение средств при строительстве объектов. Есть и ошибки в проектировании. Составление техзаданий на проектирование очистных и их реконструкцию возложено, как правило, на администрации районов. Они же в своем штате не имеют квалифицированных специалистов. Проектирование осуществляется без учета количества проживающих и местных климатических условий. Это приводит к сбоям и поломке оборудования. Оборудование зачастую принимается в ненадлежащем виде и передается администрациям без проведения пусконаладочных работ. Мы рекомендуем властям субъектов участвовать в разработке проектов ОС, а администрациям муниципалитетов – принимать объекты после надлежащих пусконаладочных работ и достижения проектных показателей очистки стоков. Также мы предлагаем властям Иркутской области и Бурятии рассмотреть вопрос финансирования своих подведомственных учреждений, которые имеют аккредитацию для проведения лабораторных исследований в сфере охраны окружающей среды. Отсутствие государственных лабораторий для проведения исследований безвозмездно в рамках прокурорских проверок – серьезная проблема. Именно эти исследования служат основной доказательной базой, в том числе при расследовании уголовных дел по экологическим статьям.
За экологические преступления – за решетку
Тема уголовного преследования преступников, наносящих вред экологии, звучала в докладе заместителя прокурора Иркутской области Андрея Некрасова. Наш регион наработал положительную практику уголовно-процессуальной оценки действий лиц по 191-й статье УК РФ – это приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта и сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины.
Однако на низком уровне остается выявление преступлений, связанных с незаконной охотой и добычей водных биологических ресурсов (таковых в прошлом году зарегистрировано всего 20).
В 2016–2017 годах в районах области, входящих в состав БПТ, зарегистрировано 1566 экологических преступлений. Основной их массив приходится на лесную отрасль, лишь 7% составляют иные экологические преступления. При этом раскрываемость таких преступлений остается на неудовлетворительном уровне (30%), не исключены факты укрытия преступлений от учета. Только полпроцента осужденных за нанесение вреда природе лиц несут реальное наказание с отбыванием в колониях.
В решении коллегии сразу несколько пунктов касаются борьбы с экологической преступностью, зачастую организованной. Будут приняты дополнительные меры для повышения эффективности работы правоохранительных органов. Запланировано несколько координационных совещаний с их руководством, в том числе по противодействию браконьерству. Прокурорам поручено усиленно добиваться возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде преступниками.
В Прибайкалье не приняты важные документы для ЦЭЗ БПТ
Пожалуй, самой ключевой, основополагающей проблемой, озвученной Андреем Некрасовым, стало отсутствие в регионе достаточной нормативно-правовой базы, которая призвана регламентировать развитие хозяйственной и туристско-рекреационной деятельности на Байкальской природной территории.
– До настоящего времени в Иркутской области не утверждена комплексная схема охраны и использования природных ресурсов БПТ. Эта работа носит несистемный характер, не позволяет комплексно оценить пути к экологическому и экономическому развитию региона, грамотно распоряжаться природными ресурсами. В первую очередь речь идет о распоряжении земельными участками, осуществлении видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ. Длительное время не актуализирован перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Иркутской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, что препятствует его проведению в отношении вновь воздвигаемых объектов. Не принятые правила организации туризма и отдыха в совокупности с отсутствием в документах территориального планирования определенных мест массового отдыха граждан не позволяют реализовать требования закона о предельно допустимых воздействиях на уникальную экологическую систему озера. А в соседней Бурятии такой нормативно-правовой акт уже принят, – констатировал зампрокурора Иркутской области.
Еще он напомнил, что в нашем регионе сейчас есть только одна туристско-рекреационная особая экономическая зона – в Байкальске. Особо охраняемые территории рекреационного назначения в установленном порядке органами власти, местного самоуправления на сегодняшний день не созданы. Положа руку на сердце, вся деятельность турбаз и других рекреационных объектов на Байкале сейчас нарушает режим охраны ЦЭЗ БПТ и может быть прекращена. Но учитывая социально-экономические последствия, надзорники на столь радикальный шаг не идут. Пока они настойчиво обращаются к властям, чтобы в Иркутском, Ольхонском и Слюдянском районах были созданы особо охраняемые территории рекреационного назначения, в границах которых на законных основаниях будут предоставляться земельные участки для соответствующих целей.
Будет рассчитана антропогенная нагрузка на Байкал
Некоторую ясность в эту повестку внес министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков:
– Правительством Иркутской области в 2017 году планируется определить потенциал рекреационного использования прибрежных территорий и естественных экосистем ЦЭЗ БПТ. Это позволит оценить современный уровень последствий рекреационных воздействий организованного и неорганизованного туризма на них и в соответствии с этим разработать схему туристско-рекреационного зонирования в границах Иркутской области. На ее основании необходимо разработать макет правил организации туризма и отдыха на Байкале и сформулировать предложения по корректировке нормативов рекреационных нагрузок, предусмотренных приказом Минприроды РФ «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий».
Ему было адресовано больше всего вопросов от участников коллегии. Так, прокурор Иркутской области Игорь Мельников поинтересовался, будет ли министерство оспаривать судебное решение по его иску, в котором разработанная ранее территориальная схема обращения с отходами признана противоречащей законодательству. Дальнейшие судебные споры могут затянуться, а к 1 января 2018 года уже нужно определиться с региональным оператором. Андрей Крючков заверил, что апелляции не будет, территориальная схема откорректирована, с учетом замечаний повторно направлена в Росприроднадзор.
Шламоотстойники БЦБК защитят от селей
Поинтересовался областной прокурор и тем, на какой стадии находится проект утилизации накопленных отходов БЦБК. Проект подвергался критике, и только после корректировки и определения исполнителя работ он уйдет на экоэкспертизу. Однако часть имущества – карты-шламонакопители – обременена залоговыми обязательствами, и правительство не может приступить к обезвреживанию отходов. Андрей Крючков надеется, что в августе имущество перейдет в областную собственность, но опасения, что будет отставание от «дорожной карты» проекта, остаются. Тем не менее уже сейчас ведутся проектно-изыскательские работы по защите от возможных селей рек Солзан, Большая и Малая Осиновка, рядом с которыми находятся отходы БЦБК, чтобы в случае схода селей избежать экологической катастрофы.
Помимо этого министр рассказал, что в сентябре на Байкальском водном форуме будет продемонстрирована работа модульных очистных сооружений и пройдет конкурс технологий по очистке стоков для ОС. Их можно применить на очистных, строительство которых запланировано в ряде муниципалитетов в ЦЭЗ БПТ.
Свои предложения в резолюцию коллегии внес первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора Андрей Сивокин. Учитывая неудовлетворительное состояние причалов «Листвянка» и «Рогатка» в Листвянском МО, находящихся в федеральной собственности и арендованных ранее частником, он считает целесообразным портовые гидротехнические причальные сооружения, которые имеют особую социальную значимость, передать в собственность Иркутской области. Также Андрей Сивокин предлагает властям нашего региона и Бурятии предусмотреть финансы на поднятие затонувших на Байкале и находящихся на берегах бесхозных кораблей, которые оказывают негативное воздействие на его экологию и мешают судоходству.
В ближайшие два года планируется приступить к строительству полигонов в Слюдянском, Эхирит-Булагатском, Баяндаевском районах, а также мусороперегрузочной и мусоросортировочной станции в Ольхонском районе.
справка
На территории БПТ в 2016 году образовано 1251,8 тыс. тонн отходов, суммарные ежегодные показатели сбросов сточных вод в озеро Байкал составляют 2,43 млн куб. м. При этом объекты размещения отходов имеются только в шести из 16 муниципалитетов, входящих в БПТ. Существует потребность в строительстве 19 полигонов ТКО, более 1000 мусороперегрузочных станций и площадок временного хранения отходов.